Язык

Эрнст Юнгер

Война и фотография

Статья из сборника статей Эрнста Юнгера.

Война и фотография

Из фотоальбома Лик мировой войны (1930)

В отличие от войн прошлого, скрытых от нашего взора толщей веков, последней войне свойственна высочайшая техническая точность, а потому она оставила после себя не только память о великих сражениях, но и множество других документов. Рассудок, оснащенный оружием массового уничтожения, целился в противника с огромного расстояния и попадал с точностью до одного метра, и тот же самый рассудок стремился запечатлеть великое историческое событие в его мельчайших деталях. И вот перед нами необъятный материал. На тему мировой войны во всех странах уже существует гигантская литература; и она продолжает расти, поскольку источником для нее служат бесчисленные воспоминания участников и документальные свидетельства. Будущий историк, желающий рассказать об этой войне, скоро столкнется с проблемой избытка, нежели недостатка источников.

К числу наиболее достоверных документов, которые оказались в распоряжении у человеческого рассудка лишь совсем недавно, относятся фотографии, а их во время войны накопилось великое множество. Вместе с дулами ружей и пушек на поле боя каждый день были нацелены оптические линзы фотокамер; и эти инструменты технического сознания сохранили для нас образ опустошенных ландшафтов, куда уже давно вернулся мирный труд.

Так сформировался архив фотографий. Теперь его можно использовать самым различным образом, не только оживляя в памяти моменты сражений, но и помогая воссоздать картину событий тем, кто не принимал участия в войне. Отдыхающие воины, будни резервистов и солдат в зоне военных действий, виды оружия массового уничтожения и картины чудовищных разрушений — убитых людей, выжженных сел, изувеченной природы, вид поля боя в минуты покоя и в момент предельной мобилизации, каким его видят не только из окопов и воронок, но и с высоты полета, — все это было многократно зафиксировано для последующих эпох в дополнение к письменным свидетельствам. У нас есть даже такие фотографии, где запечатлены моменты ближнего боя. Это удивительно удачные снимки: человек на секунду отложил в сторону пистолет или гранату только ради того, чтобы привести в действие затвор фотокамеры.

Благодаря подборке оптических документов внимательный наблюдатель может открыть для себя такую характерную черту мировой войны, как двойной процесс борьбы и работы. В частности, он столкнется с уникальным и неповторимым зрелищем ужасного опустошения земли, неким предвестником которого может считаться, пожалуй, только Русско-японская война. Ведь уже в эти послевоенные годы мы можем наблюдать изменение военных средств, что обязательно скажется и на характере будущих военных столкновений. Боевое оружие постоянно становится все более абстрактным, его разработка идет параллельно с развитием технического мира как такового, а растущая механизация создаст условия большей мобильности и эффективности на значительных расстояниях. Отсюда напрашивается предположение, что армия моторов, мобилизующая силы как на земле, так и в воздухе, не захочет больше довольствоваться многолетним перерывом в боевых действиях, а крупные города как центры нервной системы технического мира будут становиться еще более привлекательными для армий нового типа.

Само собой разумеется, что в скором будущем ведение войны будет предполагать еще большую ответственность и еще более тяжелые последствия. Уже последняя война коснулась не одного только поколения фронтовиков, и если бы на месте Германии оказалась страна не с такой жизненной силой, она едва ли пережила бы такие потери. Жизнь устроена так, что перенесенные трудности забываются очень скоро, а потому фотографии, напоминающие обо всех связанных с войной бедствиях, в этом смысле особенно ценны. Фотоальбом о войне нельзя представить себе без снимков, на которых запечатлена боль. Но и нельзя фокусировать внимание только на ней (а с таким подходом мы сталкивались уже не раз). Ведь нравственный момент в человеке ускользает как от того, кто гнушается страданием, так и от того, кто любой ценой стремится приукрасить столь серьезное событие, как война.

Вообще же не следует ожидать от фотографии больше, чем она способна дать. Будучи точным отображением внешних событий, она чем-то похожа на окаменелости, сохранившие отпечатки редкостных животных. Конечно, на них можно увидеть немало интересного, однако чтобы представить себе, как жизнь какого-то крупного зверя отражалась в его таинственных движениях, понадобится воображение. Ощутить живое дыхание великих подвигов и страданий по ту сторону изображений погибшего мира, по ту сторону руин — вот та задача, которую ставит перед внимательным наблюдателем любой документ, и в том числе фотографии, напоминающие нам об отгремевших битвах.

*

«Krieg und Lichtbild», Das Antlitz des Weltkrieges. Fronterlebnisse deutscher Soldaten, hrsg. von Ernst Jünger, Berlin: Neufeld & Henius, [1930], S. 9-11. Для фотоальбома Лик мировой войны Э. Юнгер написал 5 статей (3 из них были отобраны для настоящего издания как представляющие теоретический интерес). В том также вошли статьи Фридриха Бетге, барона Ханса Хеннига Гроте, Фердинанда Брингольфа, Херманна Фрике, Отто Гермара и др.

Поделись с друзьями!

Comments are closed.