Язык

Очерки коммунистической теории

Человек. Труд. Субъектность

Мы начинаем публиковать новый цикл статей под названием «Очерки коммунистической теории», который любезно согласился предоставить коллектив Посткап. Первая глава расскажет про отличие человека от животного, сознание и взаимодействие с миром, речь, создание инструментов, появление общества и специализации для повышения выживаемости, про распространение новых знаний в обществе и задержки в этом процессе.

Каждому живому существу необходимы определенные условия существования. Вопрос жизни и смерти для животных упирается в наличие среды, богатой необходимыми материальными элементами. Смена поколений продолжается благодаря тому, что особи находят или обустраивают благоприятные условия для своей жизни и размножения. Поэтому любой представитель животного царства живет и оставляет после себя потомство в сложной борьбе за выживание. Биологический вид в борьбе за собственное сохранение изменяется. Такие преобразования обнаруживаются при выживании приспособленных особей и их групп, то есть в моментах, подтверждающих теорию эволюции. Раз уж животные не только находят для себя пропитание или места обитания, то среди них можно отметить и тех, кто использует природные ресурсы как предметы и орудия, кто строит себе жилища (порой довольно сложно устроенные). Приматы используют палочки для добычи пищи, стервятники кидают камни, чтобы разбивать яйца, бобры строят плотины, а сложность организации муравейников и пчелиных ульев поистине удивительна.

Чем же принципиально отличается от прочих живых организмов человек?

Само собой, человек, как и другие существа, вынужден выживать в суровых природных условиях. Но, в отличие от животных, у человека жизнь практична, иными словами, она напрямую продиктована возможностью сознательного удовлетворения потребностей. Это означает, что человек не только адаптируется к среде, но и способен обратно влиять на природу, модифицируя ее под свои нужды.

Он создает новый мир предметов – преобразованную природу в виде орудий труда, бытовых объектов и т.д. Эти предметы становятся частью объективного мира. Процесс может быть изображен в виде следующей схемы – природа (объективные условия) диктует всему живому, в том числе и человеку свои условия, набор органических и неорганических соединений, непреодолимые законы физики, но человек (субъект) применяет эти законы, чтобы подстроить часть природы под себя, свои потребности. Производство, труд – это обмен веществ между человеком и природой. Субъект не только потребляет натуральные ресурсы, но и пополняет их производимыми предметами. В итоге мы получаем двойственность объективного мира – «естественную» его часть и возрастающую в размерах благодаря человеческому труду «искусственную».

Такой процесс обмена между природой и человеком является постоянно повторяющимся, цикличным, но не однообразным, а развивающимся. Производство не может навсегда остановиться в случайный момент жизни, так как потребляемые производителем предметы быта придут в негодность, и для удовлетворения нужд будет необходимо применение труда. Производство средств жизни, поэтому, одновременно условие и основа жизни. Какими путями люди организуют производство, какой способ лежит в основе производства, таким является и способ построения своих материальных условий и материальной жизни.

Производство требует затрат жизненных сил производителя. Условия проживания деформируются, к ним применяется энергия, выработанная не только мышцами человека, но и прирученной им природой, ведь он одомашнивает животных, разводит огонь, создает механические приспособления и т.д. Впрочем, помимо физической силы, человек применяет и силу умственную. Производство – это затрата физических и умственных сил, но, получая средства удовлетворения своих потребностей, человек воспроизводит себя, как на уровне клеток своего организма (восстановление сил, рост), так и на уровне сменяющихся поколений (обеспечение условий для размножения, воспитания молодого поколения).

Изменение мира происходит посредством сознания – сложной формы отражения реальности, позволяющей человеку отделять себя от окружающей среды, ощущать свое существо как отдельное «Я», то есть – как субъект деятельности. Но и тут не все так просто. Необходимо разобраться в происхождении сознания.

Человек, конечно, является частью природы, и, следовательно, определенным образом вышел из животного царства, соответствующие предпосылки возникли в процессе эволюции, в результате влияния определенных факторов. Предки современных людей, начав использовать простые орудия для взаимодействия с природой, проложили путь дальше, к изготовлению уже более сложных орудий, а благодаря этому и уже имевшейся «базе» – и к появлению сознания. Прямохождение, освобождение рук, особый рацион питания  физиологически обусловили его возникновение.

Сознание на высоком уровне отражает материальный мир. В мозгу человека появляются образы, прямо или косвенно ощутимые на практике, но притом, они облекаются пеленой умозаключений, осмысливаний, других образов и т.д. С одной стороны, явления, то, что человек ощущает в материальном мире,  воспроизводится в его сознании в идеальной форме, а с другой — все это сложным образом сочетается с прежним содержимым сознания, позволяя творить, рождать новые мысли.

Такая способность создает отличный от реальных предметов «мир идей». Можно сказать, что человек соотносит с материальными объектами мысленные понятия, что обуславливает его реакцию на действительность. Понятия связаны между собой, а значит, человек реагирует и на мысли тоже.

Перед тем, как преобразовать часть природных условий ради удовлетворения своих потребностей, он осознает их, и, соотнося имеющиеся у него в наличии ресурсы с целью, он рождает идеальную модель предмета, который будет произведен.

Отделение идей от физического мира создает сложную комбинацию для субъекта. Идеи не обязательно совпадают с тем, как в действительности выстроены отношения материальных предметов, поэтому даже если богатство мышления может создать фантастические образы и планы действий, то субъект все же сможет изменить мир лишь настолько, насколько это позволят объективные обстоятельства. Но с другой стороны, каждая из самых неправдоподобных фантазий, рожденных субъектом, имеет корни в объективном мире, поэтому содержит в себе часть практического опыта, пусть и искаженного. В целом, мышление субъекта, включенного в практику, стремится к познанию объективного мира и самого себя. Поэтому, получая информацию о природных «исходниках», человек представляет в сознании способ их применения, наделяя образ преобразуемого предмета функцией. В процессе производства мысль переходит из области сознания в физическое пространство и обретает свое действительное выражение. Произведенный предмет имеет функцию, то есть обозначенную его создателем цель преобразования природы и область применения. Поэтому применяемая искусственная часть объективного мира, результат человеческого труда, наделена субъективным смыслом.

Как и любое животное, человек движим потребностями и нуждами, но в нашей схеме объект -> субъект -> объект мы подразумеваем наличие сознания у субъекта, мысленное понимание потребностей и представление изменяемого объекта. У животных этой черты нет, и хотя ученые периодически находят некоторые второстепенные признаки наличия сознания у животных (дельфины, слоны, приматы), это лишь служит доказательством того, что у человеческого сознания есть предтеча в виде сложного мышления высокоразвитых животных. Такое мышление неспособно стать полноценным сознанием по тем или иным причинам – внешняя и внутренняя природа не требует от них сознательного выживания. Развитие материи на планете через множество процессов привело к образованию чудесных образцов неживой природы. Полученные в ходе химических реакций органические соединения в благоприятных условиях в особой комбинации смогли дать новую форму материи более высокого уровня – самопроизводящуюся клетку, единицу органического мира, живой природы. Колонии клеток привели к появлению многоклеточных, а развитие специализации клеток дало начало различным типам тканей, в том числе и нервным. Мозг животных в самых лучших своих проявлениях может давать им возможности для улавливания свойств и связей между объектами, несложных арифметических операций и причинно-следственных связей, но на куда более ограниченном уровне, нежели человеческий. Поэтому в сравнении с людьми даже наиболее интеллектуально развитые представители животного мира мыслят преимущественно конкретно. Человек регулярно прибегает к абстракциям, уходя от незначительных конкретных деталей, чтобы связать объекты между собой по их общим чертам. Вторая сигнальная система, способность человека к языковому общению —  следствие развитого абстрактного мышления, ведь слова не привязаны к единичным выражениям и представлениям, а поэтому они представляют собой пересечение абстрактных образов, свойств и связей. Человек — это еще один уровень организации материи, в котором сознание – одно из свойств.

Многообразие связей, форм и состояний материи в своем единстве предстает перед людьми как органически целое. Но в то же время природные объекты, какими они воспринимаются человеком, его органами чувств, есть только внешняя, ощутимая и изменчивая часть. Иное значение объект получает, когда человек осознает его глубину, то есть то, что скрыто, сущность, но эта сторона предмета открывается лишь абстрактному мышлению, которое в достаточной мере способно улавливать зависимости, причинно-следственные связи, отношения предмета.

Разум замечает смену дня и ночи, последовательность и цикличность времен года, поедание хищниками травоядных и т.д., поэтому добыча пропитания и огня, обустройство хижины, оружия охоты – результат того, что сознание проанализировало окружающие явления, сходства, принципы, закономерности и сформировало новые применения элементов окружающей среды, которые руками производителя воплотились в реальности. В первых хижинах, одеждах и оружии, бытовых устройствах человек «повторял» за природой, воспроизводил ее качества в удобной форме – шерстяной и лиственный покров, укрывающий от холода и осадков, каменное острие наподобие когтей и зубов. Кроме того, осознание себя дает человеку возможность для собственного совершенствования. Посуда заменяет ладони рук, веревки помогают взбираться на деревья и возвышенности взамен невооруженных пальцев, обувь сохраняет стопы.  Таким образом, производитель улучшает свои возможности.

До сих пор мы говорили о человеке как биологическом виде. Теперь мы рассмотрим отдельную человеческую особь. Оставаясь зависимыми от природы и противостоящими ей, люди вступали друг с другом в определенные связи. Их объединение в группы значительно облегчало жизнь в тяжелых природных обстоятельствах. Группирование, конечно, присуще и животным — у муравьев есть специализация, и даже смена деятельностей у одной и той же особи, а социальные пауки, достигая определенной численности, распределяют между собой охоту и домашние дела. Это может быть «социальным» различием, как между муравьем-нянькой и муравьем-добытчиком или генетическим, как между рабочим муравьем и маткой. Таким образом, посвящая свою жизнь конкретным поведенческим практикам, животные особи становятся слабее, чем если бы поодиночке занимались всем сразу, но группа в целом имеет больше шансов на выживание и продолжение рода, чем обособленные единицы биологического вида. Некоторые ученые называют такой способ выживания сверхорганизмом, проводя параллели с эволюцией одноклеточных и их организацией в единый организм. Община человеческих существ уже качественно отличается от стай птиц, стада обезьян и даже муравейника наличием сознания у ее членов. Однозначно, появление сознания у человека обязано не только комплексу физиологических причин и отношениями с природой, следует выделить еще одну неотъемлемую предпосылку – коллективное бытие индивидов. Современные эксперименты показывают, что, если в племени обезьян одна особь делает «открытие» – откручивает бутылку, нажимает кнопку, отвечающей за получение банана, то наблюдение остальных особей распространяет новое знание на все племя. Групповое выживание — способ воспроизводства человеческого вида, но при этом также и способ передачи и хранения сознания. Одиночное воспитание потомства было бы более тяжелым занятием, чем воспитание в социуме, поэтому коллективные связи помогли направить больше энергии на развитие мозга. Появление осмысленных понятий, языка было возможно только во взаимном общении между людьми. В случае совместно действующих и проживающих социальных животных можно говорить о коллективном мозге вида, и так как человек имеет качественно более развитый мозг, чем у остальных животных, то коллективный мозг человеческой общины подразумевает еще более сложную обобщающую жизнь.

Членов общины объединяло не только простое знакомство и разговоры друг с другом, но и координация, единство разнообразных действий для совместного выживания, стало быть – и для совместного преобразования доступных природных ресурсов.  Поэтому важно отметить то, что сознание человеческого индивида не просто выделяет его как активный субъект в рамках отражения внешнего мира, индивид осознает себя в рамках связей с природой и обществом, т.е. остальными членами общины. Община — это не только соединение множества индивидуальных сознаний. Предпосылкой для сознания и субъективного действия являются объективные условия, поэтому влияние природы на людей рождает совместное производство и воспроизводство.

Индивид общины не живет обособленно, он производит не только свой личный быт, но и быт всех остальных людей, с которыми он связан. Функция, которую он вложил в созданный им предмет, становится доступной для других. Поэтому, расшифровывая смысл применения созданной кем-то вещи, люди извлекают из нее идею, вложенную создателем. «Коллективное сознание» обобществляет знания между своими членами не только через разговоры и письменность, но и через результаты труда. Такой же принцип заложен в преемственности поколений. Коллективный мозг человечества берет начало с самого зарождения человечества.

Как уже было сказано, в своем стремлении к обеспечению средств к жизни люди вступают между собой в определенные связи, организуя свою коллективную деятельность. Умения лучшего применения природы распространяются на все общество, поэтому с усложнением орудий труда, созданием одних орудий с помощью других, развивалось общественное производство, жизнедеятельность человеческого сверхорганизма.

Каждое знание человеческой общины было рождено объективной необходимостью. Такая необходимость может быть продиктована как естественной природой, так и потребностью в развитии элементов, созданных руками человека. Одна из главных природных причин возникновения сложных орудий, украшений и рисунков на стенах пещер – это резкое похолодание. Но социальным фактором является то, что человечество в своей жизнедеятельности уже достигло уровня производства простых орудий, абстрактного мышления и общения. То или иное изобретение человека конструируется в сознании как абстрактное представление, но его появление продиктовано природными условиями и  общественной потребностью в изобретении, облегчении социальной жизни.

Когда перед обществом ставится вопрос, то есть когда объективность выдвигает проблему перед субъектом, решение не приходит автоматически. С усложнением орудий труда, ростом общества,  выработкой и становлением его традиций, новые идеи и способы бытия не распространяются одним лишь легким подражанием одних индивидов другим и разговорным общением. Верному пониманию объективных предпосылок могут мешать те материальные и идеальные формы, что соответствуют более раннему периоду развития. Изначальные объективные факторы, толкающие к прогрессу, могут некоторое время оставаться непознанными, они не гарантируют прямой и быстрой реакции общества, мгновенного вытеснения старого.

Но постепенно эта необходимость становится все сильнее, человек поддается им и действует как субъект, творит новое, отодвигая архаичные способы жизнедеятельности в прошлое, даже если не осознает свои действия в полной степени. Земледелие для многих кочующих человеческих групп стало актуальным по окончании ледникового периода, но те или иные группы открыли для себя одомашнивание культурных растений в различное время. Причиной тому могут быть не только географическое и климатическое окружение, но также уровень производства и общественный быт, в котором глубоко укоренился кочевой образ жизни. Одни объективные факторы «спорят» с другими посредством субъекта.

Как эволюция биологического вида не является единичным проявлением генных изменений, так и социальное развитие не является сугубо индивидуальным. Вся община не может разом прийти к пониманию и открытию нового, так как в обществе индивиды отличаются друг от друга отношением к объективным факторам, предшествующим новаторству. В деятельности многих представителей общины еще крепко удерживаются устаревшие практики, а значит, и идеи. Так, долгое время люди считали, что плодородность земли зависит от жертвоприношений богам. Практика орошения и удобрения почвы даже некоторый период сосуществовала с жестокими религиозными обрядами, не имевшими никакой реальной полезности для земледелия.

По этой причине изначально материальные изменения понимаются лишь некоторыми, а не всеми одновременно. Но даже те отдельные индивиды, что умом и делом действуют в поддержку социального развития, не являются полноценными и независимыми авторами. Их опыт продолжает опыт других людей, всех предшествующих поколений, а поступки являются выражением общественной необходимости в прогрессе, то есть берут начало не в субъективном и индивидуальном, а в объективном. Вместе с тем, индивиды-новаторы, понявшие необходимость прогрессивных изменений, способны действовать только до определенного предела, ведь преобразование общественного быта требует массового, а не одиночного, усилия.

Субъективная практика масс не всегда в полной мере осознана, в критический момент индивид, задумываясь, обходится простым оправданием, минимальной интерпретацией собственных действий, выделяя мотив, простую логическую связь между предпосылкой к действию и задачей действия. Большинство таких поступков осмыслено задним числом. Поэтому существует отставание общественного сознания от общественного действия, отставание идей от материи. Человеческая община проявляет себя как субъект, но не как математическая сумма индивидов, полностью осознающих действия группы, а как сверхорганизм, в котором его составляющие различны, но взаимосвязаны и взаимообусловлены, потому что жизнь в общине не одинакова для каждого ее члена, но едина как целое. Коллективная жизнь опровергает мысль о материальной самодостаточности индивидов, как и опровергает утверждение о самодостаточности каждого из индивидуальных сознаний.

Как можно отделить актуальные идеи, участвующие в развитии общества, осмысление этого развития, от фантазии и лжи? Так как основой жизни являются выживание в природе, труд и социальное взаимодействие, то идеи смогут найти свою реализацию и подтверждение только в реальной жизни. Человек не сразу приходит к полному познанию объективной природы и наилучшей организации общественного производства, ведь ощущения не сразу дают знания о настоящем, действительном. Однако каждое ложное утверждение, ошибочное знание не может возникнуть из ниоткуда. Творческое мышление человека создает новые мысли, комбинируя свои впечатления, то есть то, что было прочувствовано в реальности. Индивид не видит колесницы, которая несется по небу, ее и не существует, но он слышит звуки грома, которые напоминают топот скачущих лошадей. К его идеям добавляются идеи других членов общества. Его представление о громе ошибочно, но в то же время оно содержит в себе долю истины, так как индивид знает некоторые свойства этого явления. Постепенно развитие человеческой действительности откидывает, опровергая, те составляющие идей, что не отвечают практике. Люди приоткрывают смысл природных явлений, их суждения содержат все меньше лжи и все больше истины. Это происходит благодаря тому, что производимое человеческим обществом оборудование позволяет собрать и проанализировать больше данных о мире, чем это мог сделать охотник-собиратель. Развитие общественного мозга так же идет ступенями от малых знаний о природе и ее применении к более высоким. Поэтому каждое знание общества соответствует своей ступени материального развития.

Коллектив Посткап

Выводы и словарь терминов:

  1. С самого момента зарождения жизни природа жестко ставит перед живыми существами вопрос об их выживании; авторитет и господство объективных условий непоколебимы.
  2. Человеческий труд, производство, есть праксис, не только подчинение природе, но и подчинение природы своим нуждам. Сознательное изменение объективных условий позволяет говорить о наличие субъекта. Субъектность человека — особое свойство, означающее умение проявлять себя в активности, наличное бытие, важным атрибутом которого является сознание. Основа жизни субъекта – его практика, а потому производство (труд, обмен с природой) и воспроизводство (производство себе подобных, размножение). Человек осознает себя, общество и окружающий мир в практике. Объектность или объективность – свойство реальности существовать независимо от субъекта (природа существовала и развивалась до человека), от его сознания (физические законы действуют безотносительно уровня их познания). Объективные условия есть детерминанта по отношению к субъекту, потому что они определяют его.
  3. Деятельность человека обладает предметностью, так как она имеет прямое отношение к предметам, к их изменению и созданию. Предметность – характер субъективного воздействия на природные объекты, его материальность.
  4. Производство, т.е. изменение природы, создание условий жизни одновременно является средством для воспроизводства своего потомства и изменения самих трудящихся. Производимые средства жизни – условие и в тоже время результат человеческой жизнедеятельности.
  5. Субъект чувствует объективный мир через феномены, явления – та составляющая мира объектов, которая ощутима конкретно. Абстрактное мышление помогает человеку улавливать отношения рассматриваемого объекта, предмета, следовательно, и переходить от феномена к сущности, внутренней составляющей, что позволяет узнать роль предмета в мире.
  6. Человеческое производство предметов есть опредмечивание, воплощение идеальной и абстрактной, проектируемой модели в материальном предмете.
  7. Произведенный предмет объективен, но несет в себе человеческий сознательный элемент, разумность своего применения.
  8. Изучение разумности вещи, ее качества есть распредмечивание, разгадка замысла по ее использованию.
  9. Одной из основ человеческого обучения в обществе является имитация и подражание.
  10. Совместная практика и выживание является одной из основных черт человека. Сознание — неотъемлемое свойство человеческого индивида, совместная практика (производство, воспроизводство) рождает совокупное сознание. Одиночное существование индивида вне общества непременно сказывается на его сознании и сущности, так как для него теряется общественное взаимодействие. Возможность индивида к общественной жизни и одновременно его потребность в обществе есть социальность субъекта.
  11. Формирование общественного мозга связано с социальностью человеческого вида и напрямую формируется распространением\распределением знаний и практик в группе совместно живущих и действующих людей.
  12. Субъектом бывает не только индивид, но и коллективный субъект или общество.
  13. Помимо биологической природы человека выделяется его социальная природа. Отношения, в которые вступает индивид в обществе, являются его общественным существом.
  14. Сущность всякого свойства, процесса развития материи является способом, ролью, отношениями, в которые вовлечена материя. Сущностью человеческого бытия являются отношения с природой, обществом и самим собой. Сущность сознания – осознание, понимание, осмысление этих отношений и участие в них в виде идей. Сущность процесса труда – обмен веществ между человеком и природой.  Сущностью произведенных предметов является  способ их применения человеком на практике.
  15. Если представление о мире основывается только на объективном факторе, то это представление будет двигаться к фатализму, заранее предписанному сценарию. Если миропонимание основывается только на субъективном факторе, то оно будет двигаться к солипсизму, отрицанию существования объективного. Правильнее говорить о сочетании объективного и субъективного, причем субъективный фактор, в конечном счете, является особой комбинацией отражений определяющих объективных факторов, он в меньшей степени обратно воздействует на объективное; всегда требует уточнения – насколько субъект может повлиять на реальность и в каких условиях.
  16. Как индивид, так и общество неизбежно действуют как сознательно, так и бессознательно. Детерминанта объективного, что побуждает к действию субъект, может быть скрыта от сознания, участие в практике не обязательно означает полного осознания этих практических отношений.
  17. Критерием истины является практика. Практическая жизнь в своем развитии приближает общество к все более глубокому и полному познанию окружающего мира.

Рекомендуемая литература:

  1. Карл Маркс – Экономическо-философские рукописи 1844, Отчужденный труд (строки об опредмечивании и отличии человека от животного)
  2. Карл Маркс, Фридрих Энгельс – Немецкая идеология, I. Фейербах, Идеология Вообще, Немецкая в Особенности
  3. Фридрих Энгельс – Диалектика природы, Диалектика и естествознание (строки о разуме и рассудке), Роль труда в процессе очеловечения обезьяны
  4. Карл Маркс — Тезисы о Фейербахе
  5. Письмо Маркса к Руге, сентябрь 1843 (отказ от догм в пользу практической борьбы, разум и движение мира)
Поделись с друзьями!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите лису: