Язык

История анархистского движения в Корее

Введение

Материал из серии «Анархизм в Японии и Корее» (по ссылке также есть информация по поводу приобретения печатной версии книги).

Представляем вниманию читателей очередную главу. Корейский анархист и историк Ха Ки-Рак рассказывает об истории Кореи, ее династиях, жизни людей и их борьбе за самоосвобождение. В главе рассказывается о корейских мыслителях, разработанных ими системах и революционных движениях, стремящихся создать справедливое общество.

Народная борьба за самоосвобождение – до начала нового времени

В ходе развития общества от первобытнообщинного строя к родоплеменному и дальнейшему объединению родовых общин, появились три древних государства: династия Когурё (37-668), династия Пэкче (346-660) и династия Силла (356-935).

До наступления современной эпохи земля была основным средством производства. Однажды группа завоевателей сформировала правящий класс для того, чтобы взять под контроль землю и создать систему эксплуатации крестьян. Так появилось, так называемое, «государство».

С этой точки зрения, такие государства, как Объединенное Силла (676-935), Корё (935-1392) и Ли (1392-1910) были, по сути своей, одинаковыми. На протяжении правления этих династий, время от времени, когда эксплуатация становилась совсем невыносимой, вспыхивали восстания крестьян. Это подрывало не только власть правящих династий, но и способность крестьян обеспечивать себя.

Возник замкнутый круг, в котором династии сменяли друг друга.

Например, с приходом к власти династии Ли, все крупные земли, принадлежащие сановникам династии Корё, были конфискованы и поделены между гражданскими и военными представителями вновь сформировавшегося правящего класса.

Сельскохозяйственные земли страны были заново поделены между королевскими семьями, чиновниками, высокопоставленными лицами, влиятельными семьями, церковными служащими и общественными организациями в центральных и провинциальных районах. Крестьяне, возделывающие землю, были вынуждены платить собственникам и властям земельный налог (более половины от своего урожая). Следовательно, со сменой владельцев земли и сборщиков налогов, положение крестьян не менялось. Кроме того, централистская бюрократическая система государства Ли делила людей на касты, такие как высшее сословие — Янбан (гражданская и военная аристократия), среднее сословие, сословие «простолюдинов» (крестьяне, ремесленники, купцы) и низшее сословие (крепостные «ноби»), для того, чтобы ограничить их социальное положение и уровень достатка от рождения. Эту кастовую систему поддерживала неоконфуцианская идеология.

К концу правления династии Ли свободных от налогообложения земель, принадлежащих различным чиновникам, постепенно становилось все больше, а облагаемых налогом земель, становилось все меньше и меньше. Ситуация усугублялась тем, что чиновники различных рангов собирали несколько видов произвольных налогов для получения личной выгоды, в то время как провинциальные чиновники ввели налог под названием «То-кёл», который накладывал дополнительные проценты на уже существующие налоги, такие как налог на необрабатываемые земли. Они требовали один «пиль» (комплект одежды) из шинельного сукна на одного взрослого мужчину. Средний обменный курс ткани на рис был один пиль за 6 ду риса (1 ду — мера ёмкости ~ 18 л), что было выше, чем земельный налог в размере 4 ду. Кроме того, если в семье было два взрослых мужчины (например, отец и сын), то количество нужной ткани приравнивалось к 12 ду, а если было три мужчины, то не менее, чем к 18 ду, и тогда налог становился непосильной ношей для земледельцев.

Не выдержав бремени чрезмерного налогообложения, многие земледельцы были вынуждены покинуть свои земли и стать бродягами, а их родственники или соседи должны были платить налог за них. Существовала система зерновых займов нуждающимся, но в результате появилось ростовщичество, которым руководили чиновники для того, чтобы эксплуатировать бедных.

Более того, частые в XIX веке наводнения и эпидемия холеры (1821 год) повергли страну в хаос. Правительство использовало путаницу с земельными, военными и зерновыми выплатами в своих интересах, что привело к сопротивлению крестьян. Многие крестьяне, вынужденные покинуть свои земли, начали воровать, а крестьяне, которые остались и продолжали терпеть беспредел правительства, в конце концов, подняли восстание по всей стране. В течение XIX века время от времени они совершали нападения на административные здания и разоблачали взяточников. Общество было во многом не согласно с политикой государства, и это не могло быть решено без радикального преобразования всей системы. Эту проблему могла решить только социальная революция, но люди еще не были просвещены настолько, чтобы начать организованное революционное движение.

Реализм как идеология крестьянской революции

В конце правления династии Ли школа реализма разрабатывала план реформы земельной системы для того чтобы решить противоречия, накопившиеся в феодальном обществе.

Ю Хян-Вон (1622-1673) предложил систему Кюн-Чон, предположив в предисловии к своей книге Су-Рок, что все проблемы будут решены, когда наступит порядок в экономике. Ли Ик (1681-1763) обратил внимание на то, что хотя идея системы Кюн-Чон и казалась разумной, на практике все было иначе. Он предложил «Систему Верхнего Предела», целью которой было установить ограничения в покупке земли, тем самым предотвращая присвоение территории, и постепенно переходить к достижению идеального состояния системы Кюн-Чон. Другими словами, это была политика защиты бедных крестьян. Чан Дасан (1760-1833), один из величайших ученых реализма времен династии Ли, предложил систему Е-Чон. Он утверждал, что система Кюн-Чон противоречила бы принципу права собственности крестьянина на землю и не смогла бы предотвратить присвоение территории аристократией. Теории Ли Ика так же не смогли бы спасти страну от этого режима. Когда его спросили о том, что подтолкнуло его написать книгу «Кён Се Ю Пё», он сказал:

«Когда я думаю о нашем обществе, то понимаю, что оно больно. Если мы не начнем бороться с этой болезнью сейчас, наша нация, без сомнения, погибнет»

Под влиянием Ю Хян-Вона, Ли Ика и других мыслителей реализма, молодой Дасан увлекся недавно введенной католической религией, что сделало его реформаторское мышление редким для того времени.

Вскоре он успешно сдал Ква-Ко (экзамен для получения чиновничьей должности) и стал чиновником. Дасан был талантливым политиком, и народ любил его, но в 1801 году он был сослан в удаленную провинцию Чон-Нам как католик и проводник инородной ереси. Там Дасан на своем опыте узнал об обездоленной жизни крестьян, и именно в этот период он предложил систему Е-Чон.

Дасан смело выдвинул предложение о том, что в целях осуществления социальных реформ земля должна быть разделена на административные единицы — общины примерно в 30 семей, в которых люди совместно обрабатывают общую землю, а урожай делится в зависимости от результатов труда каждого человека. Он говорил:

«Человек, обрабатывающий землю, будет иметь землю, а человек, не обрабатывающий землю, не будет ее иметь»

«В этих общинах нет разделения на «мою» и «твою» землю; все жители общины владеют землей и обрабатывают ее коллективно. Они назначат начальника, который будет ежедневно фиксировать работу каждого человека, а продукты будут разделены в соответствии с рабочими днями…

Человек, который участвует в сельском хозяйстве, будет получать свою долю зерна, а человек, не участвующий в сельском хозяйстве, не будет получать зерно. Ремесленники будут обменивать свой товар на зерно. А купец будет покупать зерно на свои деньги. Так что в их жизни не возникнет никаких трудностей.

Са (представители интеллигенции, аристократы) также должны участвовать в производственной деятельности; в противном случае они не будут иметь возможности получать зерно в период сбора урожая. Почему люди с титулом Са, не зная изнуряющего труда, пытаются присвоить себе его плоды? Потому что они привыкли получать выгоду от земли, не делая при этом ничего, и от этого продолжают накапливаться проблемы нашего общества.

Если представители Са поймут то, что они смогут получить зерно, только если начнут усердно работать, то они будут охотно участвовать в жизни общества. Некоторые из них захотят стать ремесленниками или купцами вместо того, чтобы быть Са; другие будут участвовать в работах, развивающих технику земледелия путем улучшения семян, в проведении сельскохозяйственных экспериментов, улучшении сельскохозяйственной техники и инструментов, улучшении системы орошения и т.д. Они будут иметь возможность развивать отрасли сельского хозяйства для того, чтобы помочь крестьянам. Некоторые из них будут участвовать в воспитании крестьянских детей и обучении взрослых крестьян. Так что за их умственную работу найдется соответствующее вознаграждение. День умственного труда будет засчитываться за несколько дней ручного труда в соответствии с качеством их работы»

В целом Дасан поддерживает свободу выбора рода деятельности, но отрицает принцип неработающего и непродуктивного эксплуатирующего класса.

Дасан оптимистично смотрел на разницу в благосостоянии людей, живущих в общинах, которая должна была регулироваться естественным путем свободной миграции.

«Следовать за выгодой так же естественно для людей, как естественно для воды течь в более низкое место».

«В случае, если было бы достаточно земли для обработки, но не хватало бы рабочих рук, или же наоборот, население выровняло бы ситуацию само собой, без принуждения со стороны властей, а так же естественно, как течет вода в реке»

Система Е-Чон основана на уверенности в том, что люди имеют право на свободу выбора. Эта система отрицает любой вид принуждения, говоря, что «достоинство труда почитается как священное право человеческой жизни, так почему же нас должны принуждать к нему?», и утверждая что «свобода индивидуальной и социальной солидарности сможет построить духовную основу общества, с моралью основанной на самосовершенствовании, взаимодействии и трудолюбии».

Дасан рассматривал происхождение политической власти следующим образом:

«Откуда вообще появился король? Он спустился с небес? Или он вырос из земли? На собрании общин будет отобран один представитель от пяти семей, эти представители образуют окружной совет, а из представителей окружных советов будет сформирован национальный конгресс, где выберут человека, который и будет королем.

Если во дворе 64 танцора, то мы выбираем из них одного, который будет вести танец. Если он справляется со своей задачей успешно, то зрители будут аплодировать ему. Если же он не будет справляться, то будет заменен тем, кто в состоянии это сделать. Так же и с представителями любой группы»

Он приравнивал так называемых руководителей к ведущему танца, дирижеру оркестра. Право назначения и увольнения всегда ложится на людей, которые являются членами этой группы. Он призывал к прямой демократии, основанной на праве отзыва по воле народа.
В теории Дасана мы находим идеологию самоосвобождения. Однако его эпоха не приняла эти идеи. Понадобилось еще одно столетие для того, чтобы его теория получила надлежащую социальную реакцию.

Крестьянская революция

Чой-Джэу (1824-1864) — основатель движения Тонхак, был выходцем из корейского дворянства. Он вырос в стране, беспокойной как внутри, так и извне. В начале XIX века вспыхнуло много народных восстаний. Кроме того, были стихийные бедствия и инфекционные заболевания, что делало жизнь людей невыносимо тяжелой. В конце XIX века западные державы напали на восток. Так как Чой любил свою страну, он задавался следующими вопросами: «Как можно обезопасить общество? Как может человек спастись от голода и нищеты, вызванной политической нестабильностью?». Эта ситуация требовала незамедлительного революционного действия.

В 1860-е годы произошло много крестьянских восстаний против деспотичного правительства. Энергию народа нужно было организовать в единую революционную силу. Под влиянием этого, Чой-Джэу заявил о новой социальной идее против западной религии римского католицизма и устаревшего конфуцианства. Эта новая идея получила название Тонхак, что в переводе означает «восточное учение».

Учение Тонхак можно кратко сформулировать следующим образом: Человек есть Бог; мы должны уважать Человека так же, как и Бога; Человек и Бог тождественны. Чой признавал абсолютный либерализм и был против любых форм неравенства — феодализма, деспотизма, господства, всех видов эксплуатации и дискриминации, таких как деление на знать и крестьян, законнорожденных и незаконнорожденных, рабовладельцев и рабов, мужчин и женщин, старых и молодых, богатых и бедных и т.д.

Его ясное восприятие истории было хорошо выражено в характерном ему взгляде на революцию. Он разделил историю на два периода — Пред-Небесный и Пост-Небесный, где Небеса означают просветление или очищение человека. Он утверждал, что история до его времени – это Пред-Небесный период, а Пост-Небесный период начнется с его новой идеи. Пред-Небесный период был представлен им как 2000 лет угнетения людей под тиранией властвующих династий, в то время как Пост-Небесный период будет свободен от всех видов угнетения.

Крестьянские восстания, произошедшие в провинциях Йоннам, Хонам и Кихо, были подавлены в 1863 году, но время от времени восстания возобновлялись. В 1890-х, крестьянские бунты вспыхнули снова. Лорд Дэвон, тогдашний правитель Кореи, остро нуждался в средствах на реконструкцию дворца Кёнбок и продал государственные должности для того, чтобы пополнить казну. Чиновники, купившие эти должности, собирали у людей высокие налоги, для того, чтобы покрыть свои расходы, тем самым развивая этот порочный круг.

Вдобавок к этому монопольная торговля Японии через порты Вонсан и Пусан, которые были открыты для внешней торговли, приводила социальное и экономическое состояние страны в неконтролируемый беспорядок. Сильные засухи, которые произошли в провинции Хонам (хлебородный район Кореи) в периоды 1867-1877 гг. и 1888-1889 гг., усугубили ситуацию. Теперь не только крестьяне, а уже рыбаки и шахтеры устроили массовые беспорядки, и по всей стране появились бандитские группировки. Борьба народа с властями переросла в вооруженные восстания. При таких обстоятельствах революционное движение Тонхак распространилось по южным провинциям.

Чой Джэу был казнен в марте 1864 года по обвинению в обмане общества и народа. Прошение его последователей о помиловании никак не были учтены.

Некоторые лидеры движения Тонхак поняли, что мирные демонстрации никак не повлияют на правительство, и, наконец, решили организовать освободительный крестьянский отряд и начать вооруженное сопротивление. Революционно настроенные крестьяне собрались под девизом «национальная безопасность и благосостояние народа» (разрушить антагонизм феодального класса, бороться с угнетением и эксплуатацией, добиться свободы и прав человека).

Чон Бон Чжун (1853 - 1895) - один из лидеров Тонхак

Чон Бон Чжун (1853 — 1895) — один из лидеров Тонхак

10 января 1894 года крестьянская армия заняла Гобо, 4 апреля – Камку и Буан, 8 апреля – Хындук и Коганг, а 9 апреля — Mоджу и Чансу. Победоносная армия быстро росла, расправляясь с алчными чиновниками и конфискуя оружие, и к тому времени как армия заняла позицию на горе Косан в Муянге 10 апреля, ее численность достигла примерно 10 000 солдат. В то время манифест гласил следующее:

«…Все чиновники высших и низших рангов пренебрегают чрезвычайным положением страны и стремятся только к собственному обогащению и процветанию своего рода, считая Ква-Ко средством получения прибыли, и поэтому экзаменационный зал стал рынком торговли… Не обращая внимания на государственные долги, правительственные чиновники пренебрежительно предаются роскоши и разврату, эксплуатируя людей и оставляя их в нищете… Мы, жители этой страны, крестьяне, обрабатывающие ее земли и живущие за счет сельского хозяйства, не можем оставаться безразличными к этому. В эту минуту мы объединили наши силы и мысли для того, чтобы объявить о нашем решении стоять до конца за спасение страны и народа…»

Крестьянская армия победила правительственную армию 13 апреля в Юнване, 16 апреля в Хампёне, 23 апреля в Чансуне и 27 апреля захватила Чонджу, столицу провинции Хонам.

Схваченный Чон Бон Чжун

Схваченный Чон Бон Чжун

Высшей целью крестьянской армии была победа без кровопролития, и их политика заключалась в том, чтобы минимизировать потери, даже если придется сражаться. В числе 14 принципов армии были следующие: они отстраняли деградировавших местных чиновников, не преследовали побежденных или подавшихся в бегство врагов, принимали на свою сторону тех, кто сдался, и защищали бедных и больных. Они шли вперед с флагами, на которых были написаны эти принципы, строго поддерживая воинскую дисциплину. Таким образом, всего через 4 месяца после восстания в Гобо, крестьянская армия занимала 53 уезда, которые производили около половины всего зерна страны. В этих областях были установлены Крестьянские комитеты самоуправления, отменен феодальный строй, заново поделены земли и прочее имущество, что очень похоже на ситуацию с сельскохозяйственными угодьями во время Испанской революции в июле 1936 года.

Узнав о поражении правительственной армии в области Чонжу, центральное правительство спешно послало подкрепление. Но, из-за массового дезертирства, ко времени прибытия в провинцию Чонжу, отправленное подкрепление сократило свою первоначальную силу вдвое. 1 и 2 мая шли тяжелые бои, но правительственная армия не могла подавить революционеров силой, потому что была окружена революционной армией, которая к тому времени была также подкреплена и насчитывала десятки тысяч солдат. Революционеры также должны были проявлять осторожность, потому что ходили слухи о том, что правительство наняло иностранные войска, чтобы подавить их. Правительство, однако, было вынуждено принять предложение революционеров, и 7 мая в Чонджу был заключен предварительный мирный договор.

Предложение по реформе включало в себя избавление от эксплуатации, снятие с должности деградировавших местных чиновников, освобождение рабов, отмену феодальной кастовой системы, введение наказания для тех, кто производит незаконный обмен с зарубежными странами (что исключает вторжение иностранных держав), отмену государственных и частных долгов и справедливое перераспределение земель. В результате, правительство представило на рассмотрение установившуюся действительность в освобожденных областях провинции Хонам, и революционная армия прекратила наступление, удовлетворившись полученной выгодой. После подписания договора, крестьянские революционеры создали в 53 освобожденных уездах свои учреждения самоуправления, «чипкансо», устраняя последствия феодально-кастовой системы и вводя управление сельскохозяйственных угодий самими крестьянами.

Это движение должно было распространиться по всей стране. Безусловно, это была возможность наконец-таки разделить историю Кореи на Пред-Небесный период и Пост-Небесный период. Правители сами инициировали все предшествующие трудности, в которых подавляемые и эксплуатируемые люди не получали никакой выгоды, независимо от того, кто находился у власти. В этой крестьянской революции мы видим успешную классовую борьбу за самоосвобождение крестьян.

Но «монстр» королевской власти, длившейся 2000 лет, не отступит без еще больших жертв. Король пытался подавить свой народ за счет привлечения иностранных войск, чтобы сохранить свою власть. Это показывает то, что правящие классы разных народов одинаковы, несмотря на то, что они принадлежат разным странам, а правящие и управляемые классы — разнородны, даже если они принадлежат одной стране. Король тайно попросил Китай направить подкрепление. 12 июля 1894 года, китайский флот вошел в бухту Асан. Двумя днями ранее, Япония направила свои войска в Сеул, под предлогом защиты своего представительства и людей. 24 июля японские войска вторглись в королевский дворец, заменив про-китайское правительство про-японским. 25 июля японский флот одержал победу над китайским флотом в бухте Асан и атаковал китайские войска в Асане и Конджу. Японские войска двинулись на Конджу следом за корейскими правительственными войсками, и с помощью артиллерии и пулеметов убили около ста тысяч крестьянских солдат, собравшихся там. К ноябрю династия Ли была на грани гибели. Задолго до того Дасан предсказал: «Если не начать лечение заболевания сейчас, падение страны будет неизбежно». К сожалению, через сто лет его пророчество сбылось.

Мы можем рассмотреть двухтысячелетнюю историю Кореи с точки зрения эксплуатации крестьян, которые обрабатывали землю, принадлежащую правящему классу в лице королевской власти. В этом случае смена разных династий означала лишь реорганизацию правящего класса, без изменения эксплуататорского отношения. Но так как эксплуатация становилась жестче, крестьяне были вынуждены поднять восстание против своих правителей. И, так как восстания вспыхивали часто, крестьяне четко осознали то, в какой ситуации они находятся. Ученый реализма Чон Дасан систематизировал это самосознание в системе Е-Чон и Тан-Роне, и внедрил в практику революционной армии Тонхак.

Феодальный правящий класс устарел до такой степени, что был не в состоянии подавить революционную силу и был вынужден привлечь иностранные империалистические державы, чтобы сохранить последние оставшиеся дни своей власти. Из-за этого, следующую половину столетия жителям Кореи предстояло подвергаться тяжелым испытаниям под гнетом нового правительства.

Японский империализм был в состоянии оказывать свое губительное влияние на Корею и Китай только после подавления крестьянской революции Тонхак. Далее последовала китайско-японская война (1894-1895), русско-японская война (1904-1905), присоединение Кореи (1910), создание марионеточного государства в Маньчжурии (1932), китайско-японская война (1937), основание союза стран «оси» Германией, Италией и Японией (1940) и война на Тихом океане (1941). Кроме того, нацистская Германия присоединила Австрию и Чехословакию и начала Вторую мировую войну с вторжения в Польшу именно после того, как помогла Франко подавить испанскую революцию в 1937 году. Таким образом, две захватнические силы, Восток и Запад, объединились во Второй мировой войне. Несмотря на то, что испанская и корейская революции начались с разницей примерно в 40 лет, мы можем оценить, что обе эти революции имели одинаковое всемирно-историческое значение с точки зрения их характера народно-освободительной борьбы против феодализма и эксплуатации, а также то, что они являлись всеобщими войнами, в которые вмешивались иностранные вооруженные силы.

Поделись с друзьями!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите лису: