Язык

Очерки коммунистической теории

Часть II

Вторая глава цикла «Очерки коммунистической теории» в художественной форме расскажет читателям о развитии общества, производства, накоплении знаний и причинах, порождающих это движение, о появлении классов и классовой борьбе, формациях и многом другом.

Историчность. Инвариантность.

Способы производства

Фотография представляет собой изображение реальности, зафиксированное в некий момент времени, и если опустить то, что снимок портится с годами, то можно сказать, что он предоставляет наблюдателю много данных о запечатленном мгновении жизни. На одной фотографии можно созерцать одноклассников, на другой охвачено величие городских зданий, на третьей – красота природы. Но разве из этих фотографий мы поймем, где сейчас живут люди, учившиеся в одном классе, как выглядит сейчас место, где ранее находилось снесенное городское здание, и насколько изменен природный уголок после активного вмешательства в него человека? Нам бы понадобилось множество фотографий, чтобы уловить не один момент, а перемены, развитие, преобразования рассматриваемых объектов и субъектов.

Все материальное существует и меняется, поэтому полноту картины можно получить, рассматривая не один момент существования, а процессы, в которые вовлечена материя, ведь таким образом от нас не ускользнут условия и связи, следовательно, и сущность.

В таком случае, что мы можем сказать о движении человеческой истории? Как и многие процессы в живой природе, человеческая жизнь в той или иной степени определена цикличностью временных промежутков – индивид проживает день за днем, год за годом. Но и индивидуальная человеческая жизнь является в некотором контексте циклом, ведь до сих пор история была не просто течением времени, но и сменой поколений, пересекающихся периодов жизни. Дети воспитываются родителями и позже сами заводят детей. Молодая кровь приходит на смену уходящей старой. Но этот процесс разрыва не замкнут в своих пределах. В благоприятных условиях человечество растет в численности и наращивает свои технические возможности. Между поколениями всегда есть преемственность, дети наследуют от родителей накопленные и наработанные орудия и знания, отбрасывая архаичные методы и заблуждения. Индивид рождается и ему незачем самостоятельно создавать все с нуля, он включается в мир уже произведенных предметов и идей, который существовал до него. По ходу жизни он участвует в общественном производстве и, заводя детей, обеспечивает им общественное наследие. Его потомки получают в распоряжение еще больший материальный и идейный багаж. Поэтому при такой преемственности новые поколения оказываются богаче предыдущих, и их период жизни – это обогащение общества в пользу следующих поколений. Так развивается материальное производство и общественный мозг. В этом смысле человечество обретает «бессмертие», непрерывность, континуум, потому что становится совокупностью мертвого, живого и нерожденного. Память о прошлом живет в том, что сегодня живое пользуется результатами умерших людей (наследует общественно признанное или распредмечивает ими созданное). Порядки и нравы предков могут удивлять или приводить в недоумение следующие поколения, их технологии могут показаться  примитивными, а знания – скудными, но все это – следствие прошлых условий развития. Поэтому технологический прогресс и движение познания ступенчаты.

Каждая перемена во всем движущемся не затрагивает полностью все составляющие преобразующейся материи. Поэтому новое состояние материи и отличается от старого, и имеет с ним нечто общее, не изменившееся в ходе этого перехода. Как бы мы ни наклоняли окружность, превращая ее в овал, прямые линии, проходящие через центр от одной точки к противоположной, будут делиться пополам. Это свойство неизменяемо. Гипотеза Пуанкаре, а точнее, уже теория, доказанная Григорием Перельманом, говорит о том, что любой трехмерный объект можно деформировать в сферу, но если трехмерный объект имеет сквозное отверстие, то это отверстие сохранится при любых деформациях трехмерного объекта. В данном случае наличие сквозного отверстия – это неизменяемое свойство трехмерного объекта. Но это математические примеры.

В человеческой истории тоже существуют такие полиморфные (многоформенные, многообразные) категории, которые присутствуют во всех временных периодах или только в нескольких. Стало быть, такие категории могли изменить форму, но не потеряли своей сущности при переходе из одной эпохи в другую. Они не абсолютны или вневременны, но неизменяемы в рамках преобразования конкретного типа. Если допустить существование сознательного существа, способного в какой-то степени менять объективные условия, то субъектность останется неизменяемым свойством его непостоянной жизни. Так как социум является неотъемлемой композицией для субъекта, то и социальность субъекта никуда не девается, вне зависимости от устройства общества. И субъектное воздействие, то есть производство, тоже будет неизменяемой категорией. Человечество развивалось, но производство оставалось отношением человека и природы, их обменом, взаимным преобразованием. Изготовление каменного топора и компаса сильно отличаются, но не коренным образом, не кардинально, не до основания, так как в обоих случаях мы имеем производство, использование  материальных сил природы, изменение ее физических объектов для удовлетворения потребностей человека.

Но чем отличаются каменный топор и компас? Помимо разности функций каждой из этих вещей можно заметить, что они не актуальны друг другу в общественном производстве. Во времена, когда люди изготовляли каменные топоры, магнитные свойства планеты еще не были изучены, и в этом не было особой потребности. Если человек перемещался на большие расстояния, то он ориентировался по звездам. Первые карты изображали звездное небо. Во времена изобретения компаса в Китае люди уже могли обрабатывать металл, поэтому каменные топоры не отвечали их требованиям.

Если мы возьмем две вещи, выполняющие схожую функцию, но принадлежащие к различным эпохам, то как мы можем их сравнить? По количеству рабочего времени, что освобождают обе технологии. Чтобы выкопать и засадить грядку голыми руками у человека может уйти несколько часов. Если он воспользуется палкой-копалкой, то занятие отнимет меньше времени. Если он научится держать удобную лопату, то у него получится еще быстрее. Если коллективу нужно выкопать и засадить 10 грядок, то разумное распределение труда между участниками вместе с использованием лопат (например, 5 человек копают и 5 сразу же следом сажают), дадут более быстрый результат, чем, если бы те 10 человек обособленно занимались своими грядками.

Поэтому материальные технологии, изготовленные человеком, участвующие в производстве, отличаются не только по функции, но и тем, насколько облегчается труд. Производительные силы освобождают рабочую силу людей, т.е. освобождают их от избыточного\ненужного труда, который они могли бы потратить на иные занятия. Это и есть характеристика производительности. К производительным силам относятся средства труда, техника, достижения науки, но главной производительной силой являются сами исполнители простых и сложных орудий труда, их индивидуальное и общественное сознание позволяет распознать функцию орудий труда, оценить применимость природных объектов и физических законов. Производительные силы – сумма и связность материальных и интеллектуальных сил, объективных и субъективных. Так язык, являющийся набором абстрактных символов, их словесных сочетаний, правил и т.д., в сущности, является средством производства сознательного, а потому и социального фрагмента человеческой деятельности. Материя служит обществу, но тем самым осознается обществом, и созданный обществом язык, продукт общественного мозга, является инструментом, применяемым во всех иных производствах.

Первобытные люди не имели много потребностей, большую часть времени они пользовались слабоизмененными дарами природы, поэтому их выживание зависело больше от условий воспроизводства, производство потомства. Господство природы, а также общинные родственные и половые отношения определяли жизнь общины, а производство преимущественно диктовалось потреблением. Но в дальнейшем человек научился глубже изменять природу, противостоять ей, а значит, на первый план начали выходить факторы производства. И так как индивид пользовался результатами труда всего общества, то выделяемые ему и потребляемые им блага зависели от общественного производства и общественных отношений. Развитие производительных сил способствовало расширению знаний, возможностей, освоению нового, что равнозначно росту потребностей и потребления общества. Теперь продолжение рода, потребление и распределение зависели от производства. Ветряные и водяные мельницы перераспределяли энергию природы, обеспечивая общество запасом еды, а баллисты и пушки изготовлялись ради ведения войн и сильно влияли на исход сражений.

Важно не только то, что человечество организует обмен с природой, но и в какой общественной комбинации это происходит, какие общественные роли разделены между людьми. Такие организуемые зависимости по отношению к производству, то есть производственные отношения, являются формой для производительных сил. И наоборот, производительные силы являются содержанием для производственных отношений. Комбинация формы и содержания является и их единством, и борьбой. Ни форма, ни содержание по отдельности не существуют, производительные силы вне общественного применения бесполезны, а без производства людские отношения теряют свою субъектность\сознательность, объективизируются, приравниваются к животным. Содержание определяет форму, находит для себя форменное соответствие, производительные силы определяют производственные отношения. Какие-то орудия удобно использовать, особенным образом распределяя труд между членами коллектива, другие орудия адекватны индивидуальному применению. Но это соответствие не железно, содержание может иметь разные формы, одни и те же производительные силы по разным причинам (например, природным) могут определять те или иные производственные отношения. В форме уже представлена часть содержания, поэтому по производственным отношениям можно примерно представить уровень производительных сил. К тому же форма имеет некоторую самостоятельность, имеющую пределы, форма может опаздывать от содержания, пока развитие противоречия между формой и содержанием не приведет к установлению новой формы. Так и производственные отношения могут устаревать и служить препятствием для новых производственных отношений, актуальных и адекватных производительным силам.

Помимо этого существуют такие человеческие отношения, которые не построены напрямую вокруг обмена человека и природы, но все же внешне определены производством и используют его результаты – мы можем назвать их широко «общественные отношения» или «формы общения». Производственные отношения — это часть общественных отношений, но производственные отношения главным образом широко влияют на остальные общественные отношения, детерминируя их.

Если мы назвали производство тем общим свойством, что характерно для жизнедеятельности человечества с тех пор, как был изобретен первый каменный топор, то логично предположить, что производительные силы, производственные отношения и соответствующие им формы общения вместе составят конкретную модель абстрактного производства, что называется способом производства.

Способ производства – это специфически организованное производство, взаимообусловленное его участниками – людьми и природой. Историческая эпоха в развитии общества, характеризующаяся господством определенного способа производства, называется общественно-экономической формацией. До сегодняшнего момента человеческие общества проходили через смену различных способов производства, развиваясь и меняя отношения зависимости между собой и природой.

Существовал ли способ производства в первобытном обществе? Во всяком случае, с момента создания первого каменного ножа определенно можно говорить о производстве и, следовательно, его способе. Производство не сразу стало главной объективной доминантой, поэтому первоначальный способ производства нисколько не разрывал непосредственную связь человека и природы, подчинение первого последней. В силу того, что производство —  это и выживание, изменение себя и производство своих условий жизни и размножения, то с развитием производительных сил человек набрал немало практического опыта в борьбе с природой. Та часть объективного мира, что была изменена субъектом, то есть произведенные вещи, уже облегчала жизнь общества в той степени, в которой погодные, климатические, географические условия могли быть «обойдены».

Последующие способы производства известные истории – азиатский, античный, германский, феодальный, а также капиталистический. Все они имеют свои условия, особенности организации труда в обществе и свой материальный фундамент или производительные силы. Например, азиатская, античная и германская формы производства могут развиться в особых природных и общественных условиях после первобытной формы. Но преемственность форм производства нелинейна, в иных случаях аграрные способы производства сменяют друг друга – примерами могут служить падение Римской империи и постепенное установление в германских, римских и галльских землях в феодального способа производства, азиатский способ производства в Японии, сменившийся феодальным. Капиталистический способ производства идет уже следом за этими способами производства, а не сразу за первобытным.

Но производство жизненных благ и средств производства имеет свою обратную сторону, следствие — воспроизводство – воспроизводство мышечно-костной ткани в процессе удовлетворения физиологических потребностей индивидов, воспроизводство человеческого потомства,  воспроизводство сознания, осмысливающего практику производства в индивидуальном и групповом масштабе. Общество, производство и сознание человека крепко связаны между собой, потому способ производства особым образом переплетает общественные отношения в виде множества циклов разных видов воспроизводства. В истории индивиды, живущие и вступающие друг с другом в отношения, воспроизводят, реплицируют себя и продолжают участвовать в производстве и общении, характерных для этого способа производства. Восстановленный и обновленный после отдыха организм кузнеца опять включается в свой нелегкий труд. Его молодые ученики получают знания и сами начинают трудиться в кузницах. Дети кузнеца, трактирщика или государственного чиновника продолжают развивать способ производства, играя те жизненные роли, которые присущи обществу на данной ступени развития, даже если они не наследуют прямо дело своих родителей. Поэтому в истории индивиды, стремясь удовлетворить свои растущие потребности и объединяясь в общества, организуют особый быт в рамках способа производства, который преимущественно воздействует на судьбу каждого из индивидов. Способ производства – это не только то, как люди созидают и творят материальные блага, но и то, как люди производят отношения в обществе, возобновляют их. Феодальный и азиатский способы производства в своей основе имеют не только аграрное производство, крепостной труд, но и производство конкретных взаимообусловленностей, людских отношений.

Что заставляет различные общества деформировать производство, менять всю среду людских жизней, социальную и экономическую? Достаточно обще можно ответить — внутреннее движение и взаимодействие с внешними силами. Общество неоднородно, не слито в монолит человеческой массы. Всякое преобразование общества включает в себя удовлетворение потребностей через развитие отношений представителей этого общества и отношений с природой, другими обществами или их отдельными представителями.

Колебания в обществе обусловлены особенностями текущего способа производства, и если бы равнодействующая сила, то есть сумма векторов разных социальных и природных сил, была равна нулю, то человечество пребывало бы в состоянии покоя либо двигалось равномерно, без переворотов в материальном производстве. Именно то, что производительность и наука в своем развитии чередуют периоды как относительно медленного и равномерного движения, так и резких скачков, говорит о том, что сталкивающие силы неравны, не могут найти гармонии, как на внутреннем, так и на внешнем уровнях. В области общественных отношений, а так же в отношениях с природой существуют дисгармонии, или противоречия, стимулирующие развитие. Основным таким практическим противоречием является несоответствие производительных сил и производственных отношений. Выживая в мире, обмениваясь с природой, человеческое общество производит такой багаж средств труда и жизни, который обгоняет существующие наличные господствующие отношения в обществе, прежде всего, отношения в производстве. В этот исторический период люди натыкаются на предел возможностей существующих общественных форм, то есть испытывают сильное влияние объективного мира, получая мощный запрос на изменение как объективных условий, так и самого субъекта. Новые общественные отношения зарождаются в пределах старой общественной формы, но не могут быть установлены в масштабах всего общества без разрушения закоченелых общественных институтов и порядков, уже не отвечающих развитию. Это противоречие выражается в масштабном разобщении людских групп, преследующих различные интересы.

В формациях, следующих после первобытно-общинной, существовали (и существуют) целые группы людей, представляющие различные полюса и промежуточные положения в производственных отношениях. Обычно такие группы называют классами, экономическими или социальным. Архитектура общества не шаблонна, и в составе населения могут быть как большинство — классы, включенные в преобладающие отношения социума, так и меньшинства, участвующие в еще не отмерших окончательно отношениях предыдущих способов производства.

Так как производство стало детерминантой для иных общественных отношений, то признаки классов – это не просто социальные различия, а именно разность в отношении к производству, к труду, к распределению результатов труда и средств труда. Классы взаимообусловлены в этой архитектуре производственных отношений. Разные классы могут также различаться местом в системе господства/подчинения и разницей в доходах, однако эти атрибуты не могут быть основой для определения группы как «класса» (в отличие от места в системе общественного производства). Более того, определяемые на основе таких признаков группы вовсе необязательно являются классами. Поэтому бюрократические элиты, как они есть, не являются классом. Классы занимают господствующее положение в соответствующем способе производства, если общественная структура организована преимущественно в их пользу, даже если представители этих классов не руководят напрямую.

Но, как и всякую динамическую структуру, классы можно выделить только в их движении. Латинское слово «classis» означало древнеримский флот, военную эскадрилью и армию, то есть в термине «classis» были заложены не только факт нахождения вместе суммы людей, но и особые связи между ними, как и общий род деятельности. Классы в производственных отношениях – это комбинации людей, «плывущих в одной лодке», находящихся в схожем положении в спектре производства.  Но важно выделить и особую деятельность этих людей, обратное влияние на детерминанту. Выделяется особая классовая субъектность. Полюс производственных отношений, конкретные условия в субъективном акте производства, дает толчок к изменению не только природных материалов, но, с ожесточением противостояния, и самих отношений производства. Классы действуют в своих временных границах, проявляют себя, заявляют о себе и о своем единстве, только утверждая себя как конкретный классовый субъект, занимающий свое место в истории, изменяющий ее.

Основным общественным противоречием является дисгармония между производительными силами и производственными отношениями, и оно проявляется в борьбе классов, выходящей за пределы одного только производства, определяя противоречия в остальных сферах.

Классы – составляющие внутренние силы способа производства, исполнители сценариев, продиктованных объективностью (природной и произведенной субъектом). Одни классы занимают господствующее или привилегированное положение в существующем способе производства, другие оказываются обездоленными, угнетенными и эксплуатируемыми. Борьба классов — это выражение остроты противоречий человеческих отношений, различия положений, действий и целей противоборствующих классов. Если производственные отношения не удовлетворяют группу людей в одном положении, а порабощают и угнетают, то в их интересах изменить эти отношения, освободить себя. Только сам акт разрушения старых форм и закладывания фундамента новых делает группу людей классом. Разделяясь на лагеря, классы на практике выражают направление своей борьбы, собственные интересы, в сущности, новая форма производства или новое общество зарождаются в этой борьбе.

Столкновение общественных сил становится все жестче. Оно завершается или разрядкой, перетасовкой сил, ослаблением объективной напряженности, или же разрушением старой формы и переходом всего общества к новому способу производства, который определит общественную организацию, структуру взаимоотношений. Производство устаревших отношений резко затормаживается, уступая место новому комплексу форм общения и производства. Именно люди меняют историю, их классовые объединения отвечают на объективный запрос эпохи, совершая перевороты во всех сферах общества.

В конкретном способе производства классовый субъект разрушает прежний порядок, господство другого класса и меняет способы производства, так же как и человек меняет природу вообще, формируя сознательный образ того, что он желает получить. Это не означает, что каждый индивид действующего класса в полной степени представляет себе новый способ производства и действует совершенно согласованно с остальными. Переплетение различных общественных отношений, нагромождение институтов и структур затрудняет подключение абсолютно каждого индивида к движению своего класса и осознание классовых интересов. В то же время противоборство классов означает и то, что находятся предатели своих классов, перебегающие из одного лагеря в другой. Поэтому, в конечном счете, класс организуется в качестве исторического субъекта, в борьбе которого возникает новый способ производства, вокруг сформулированных интересов, а не только из исходного положения в производственных отношениях. Участие в классовой борьбе, а также наблюдение за ней со стороны рождает в головах немногих сознание, выстраивающее до определенной степени точную теоретическую модель нового способа производства. Так как материальное действие предшествует осознанию этого поведения, а стимулом к развитию общества является удовлетворение потребностей, то для рядового индивида, участвующего в классовом движении, важна в первую очередь практика (пусть и неосознанная или не до конца осознанная) этого движения, осознать в полной степени которое он может только после утверждения нового способа производства.

Такое преобразование общества является огромным шагом вперед, историческим удовлетворением потребностей огромного числа людей, составляющих социум. Количественное развитие производительности и прогресса в рамках одной формы производства переходит к качественному изменению всей формы производства, замене ее на иную форму, к преобладанию новых производственных и общественных отношений, которые не могли утвердиться в предыдущей производственной форме, и потому — к более адекватному применению производительных сил. Борьба против рабства – аболиционизм — зарождалась не только по причине крайнего угнетения порабощенных народов и слоев населения, но и по причине того, что производственные отношения господин-раб все меньше соответствовали материальному фундаменту и даже тормозят его развитие. Отмена рабовладельческих отношений может постепенно вовлечь бывших рабов в аграрное производство с частным или коллективным хозяйством, в свободный наемный труд и т.д.

Таким образом, историчность человечества проявляется не только в смене поколений, но и в переходе от одного способа производства к другому. Человечество прощается с оковами отживших свое общественных отношений, но новый способ производства продолжает восходить к материальному фундаменту, разработанному старым способом производства. Теперь общество достигает тех высот в материальном производстве, которые не были достижимыми ранее. Но история обществ не линейна, и историческое развитие происходит неравномерно, поэтому нельзя найти отчетливых границ между способами производства. Переход между ними может растянуться на долгие годы, на множество классовых битв, побед и откатов назад. Отношения, что господствуют в способе производства, вытесняют старые порядки, но никогда не охватывают абсолютно все человеческие связи. Помимо господствующих и наиболее эксплуатируемых классов, существуют слои, занимающие промежуточные положения.

Утвердившиеся в ходе классовой борьбы отношения могут не разрешить самых глубоких противоречий общества и труда, поэтому новый способ производства тоже может постепенно устареть, уступив место новому. Люди, своими поступками и выдвигаемыми идеями, или, если смотреть глобально, классы в целом,  могут защищать новый утверждающийся способ производства, но со временем, когда тот устареет, эта защита будет уже тормозить развитие. Поэтому практические течения и идеи могут быть разделены относительно текущей формы производства на конформистские, реформистские и антиформистские. Движение, защищающее существующую уже устаревшую форму производства, является конформистским, так как оно принимает существующие общественные идеи и порядки, все больше и больше перестающие адекватно отвечать переменам. Реформистским называется движение, которое осознает необходимость решения противоречия производительных сил и производственных отношений, однако предлагает постепенное, мягкое и частичное изменение, в действительности не выходящее за границы существующей формы производства. И, наконец, антиформистским можно считать движение, которое придерживается необходимости настоящих преобразований, смерти существующей формы производства по причине ее несоответствия наличным производительным силам и установления новой формы. Те общественные действия, что были в прошлом антиформистскими, с обострением противоречий установленной формы производства могут стать реформистскими или конформистскими. Новаторство со временем превращается в ретроградство.

В теории о самоорганизации систем рассматриваются те открытые системы, что с течением времени повышают свою упорядоченность. Если применить эту теорию к такой самоорганизующейся системе как человечество, то можно выделить:

Аттрактор – положение, куда стремится субъект, состояние относительного равновесия. В периоды обострения противоречий способа производства классы, утверждающие новый способ производства в масштабах всего общества, находят аттрактор в виде этого способа производства. Этот вариант разрешения противоречий общества, что существенно снизит колебания и разрозненность сил до последующего устаревания.

Флуктуации – колебания, движущие систему к аттрактору. В человеческом обществе такие колебания – это объективные противоречия и отвечающие на них антиформистские действия общественной силы, меняющей способ производства. Несоответствие производительных сил и производственных отношений увеличивает амплитуду колебаний классовых столкновений, борьба ожесточается до насильственной смены власти и прихода к аттрактору.

Точка бифуркации – это непосредственно сам период обострения противоречий и их разрешения в качестве смены способа производства, разрушения старых общественных и производственных форм.

Коллектив Посткап

Выводы и словарь терминов:

  1. Анализ должен исходить из развития материи, а не ее статичного состояния.
  2. Все течет и все меняется. Историчность человечества – цикличность и материальная преемственность поколений, периодический разрыв между жизнями и непрерывность ими наработанного. Историчность это постоянное изменение, поэтому каждый атрибут общества – применяемое изобретение или разработанная идея — могут быть осмыслены только в контексте соответствующих условий.
  3. В человеческой истории можно найти разумные абстракции, субстанции, инварианты – устойчивые категории (свойства, отношения, содержания), не меняющиеся в ходе конкретных преобразований. Меняется лишь их конкретная составляющая, то есть форма.
  4. Производительные силы – совокупность средств производства/жизни и людей, занятых в производстве. Производительные силы отличаются по функции и производительности – количеству освобожденных человеческих сил.
  5. Производственные отношения – совокупность общественных отношений в контексте производства и распределения благ.
  6. Формы общения – те общественные отношения, что внешне обусловлены производством и производственными отношениями.
  7. Способ производства – форма общественного производства, сочетающая производительные силы, производственные отношения и формы общения. Смена способа производства происходит по причине обострения противоречия между этими составляющими.
  8. Общественно-экономическая формация – эпоха в развитии общества, характеризующаяся господством определенного способа производства.
  9. Классы – группы людей, в соответствии со способом производства находящиеся в конкретном отношении к средствам производства и жизни, к результатам труда, друг к другу. Класс — динамическая категория, поэтому классы обладают своей историчностью (соответствуют форме производства), своим поведением и интересами, сосредоточенными в их программе. А потому класс в историческом понимании – это действующий субъект, а не пассивный объект в рамках способа производства.
  10. Обострение объективного противоречия между производственными отношениями и производительными силами проявляется в борьбе между классами, субъективном действии, стремящемся к изменению объекта, к смене формы производства.

Рекомендуемая литература:

  1. Карл Маркс – Экономические рукописи 1857–1859 годов, Введение (строки об разумных абстракциях и производстве).
  2. Карл Маркс, Фридрих Энгельс – Немецкая идеология, I. Фейербах, О Производстве Сознания (Абзац «История есть не что иное, как последовательная смена отдельных поколений…»).
  3. Карл Маркс, Фридрих Энгельс – Манифест коммунистической партии.
  4. Карл Маркс – К критике политической экономии, Введение.
  5. Карл Маркс – Нищета философии, Метафизика политической экономии, § I. Метод, Замечание второе
Первая сфотографированная революция - баррикады на ул. Saint-Maur перед атакой. Париж. Вторая французская республика. 25 июня 1848 года

Первая сфотографированная революция — баррикады на ул. Saint-Maur перед атакой. Париж. Вторая французская республика. 25 июня 1848 года

Поделись с друзьями!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите лису: