Язык

Котоку Сюсуй и зарождение японского анархизма

Материал из серии «Анархизм в Японии и Корее» (по ссылке также есть информация по поводу приобретения печатной версии книги).

Котоку Сюсуй, зарождение японского анархизма

Котоку Сюсуй сыграл важную роль в становлении анархизма в Японии. Он родился в 1871 году в провинциальном городке Накамура в префектуре Коти, примерно в 700 км по прямой к западу от Токио. Даже сегодня, посетив Накамуру, вы обнаружите, что о его могиле хорошо заботятся и это место до сих пор посещают люди, чтобы отдать свой интеллектуальный и политический долг Котоку. После переезда в Токио в подростковом возрасте, Котоку стал журналистом в 1893 году, и с 1898 года был популярным колумнистом наиболее радикальной ежедневной газеты того времени — «Каждоутренние новости» (Yorozu Chôhô). По своим политическим убеждениям, Котоку вышел из либерализма, который первоначально привлек его к социал-демократии. Он был одним из членов небольшой группы, которая пыталась организовать Социал-Демократическую Партию в Токио в мае 1901 года, но тогда же она и была запрещена правительством.

Учредители Социал-демократической партии  Японии, 1901 год

Учредители Социал-демократической партии Японии, 1901 год (Котоку в первом ряду в центре)

Котоку был человеком поразительной честности и храбрости, верным своим принципам, невзирая на возможные тяжелые или опасные последствия. Поскольку нарастала угроза войны с Россией, либеральные и прежде антивоенные «Каждоутренние новости» следовали правительственной линии и становились все более воинственными. Котоку отказался следовать новой линии газеты, вместо чего решил оставить работу, до сих пор дававшую ему стабильный доход и «голос» в приличном обществе. Вместе с другим журналистом «Каждоутренних новостей», Сакаи Тосихико, он рискнул запустить в условиях все нарастающей милитаристской истерии откровенно антивоенное издание. Им стала еженедельная «Общенародная газета», первый номер которой вышел в ноябре 1903 года, и которая смело противостояла милитаристской политике правительства, пока не была вынуждена прекратить свое существование в январе 1905 года. На протяжении всего недолгого существования «Общенародной газеты», ее редакторы и журналисты неоднократно подвергались преследованиям, штрафам и тюремным заключениям за нарушение удушающих прессу законов. В феврале 1905 года Котоку начал отбывать 5-месячный тюремный срок по одному из таких обвинений.

Народная газета

Народная газета

«Общенародная газета» не была анархистским изданием. Ее основной идеей было противостояние войне, в которой гибли люди независимо от их политических взглядов, в значительной степени это издание было социал-демократическим. Это был период, когда наиболее влиятельной социал-демократической партией в мире, безусловно, была СДПГ. Быть «марксистом» в эпоху до Русской революции, означало быть не сторонником Ленина, а разделять политические взгляды Каутского, Бернштейна и других лидеров СДПГ. Когда Котоку с товарищами пытались создать Японскую социал-демократическую партию (Shakai Minshutô) в 1901 году, они избрали программу политических реформ схожую с программой СДПГ. СДПГ и другие подобные партии оказывали влияние на Котоку и Сакаэ, когда они вместе переводили «Манифест коммунистической партии» Маркса и Энгельса, опубликовав его в «Общенародной газете» в ноябре 1904 года. Это был первый перевод «Манифеста коммунистической партии» на японский язык, ставший проблемой не только для «Общенародной газеты», которая впоследствии была запрещена к распространению, но и для Котоку с Сакаэ, которым присудили крупные штрафы.

Карикатура, посвященная русско-японской войне

Карикатура, посвященная русско-японской войне

Когда Котоку вновь объявился в июле 1905 года после отбытия 5 месяцев в тюрьме, он заявил, что «ушел [в тюрьму] марксистским социалистом, а вернулся радикальным анархистом». На самом деле, изменения в его политических взглядах были менее ощутимы, чем можно подумать, но, вне всякого сомнения, его идеи развивались в анархистском векторе. Сидя в тюрьме, Котоку прочитал «Поля, фабрики и мастерские» Кропоткина, а также долго и напряженно размышлял о положении Императора в японском обществе. Подобно СДПГ, японские социал-демократы, как правило, хранили молчание относительно императорского института. В худшем случае потому, что некоторые из них рассматривали социал-демократию как исключительно дело установления нового правительства, при сохранении в остальном основ японского общества (начиная от императорского дома и заканчивая системой оплаты труда) неизменными. В лучшем случае, наиболее радикальные социал-демократы, будучи более благоразумными, просто игнорировали Императора и оставляли решение этой проблемы на будущее. Тем не менее, Котоку все больше убеждался, что Император был стержнем, как идеологии, так и механизма государства, которые на пару поддерживали существование капитализма в Японии.

В связи с ростом осознания народом того, что капитализм и государство приведут только к концу Японии, если пост императора не будет упразднен, Котоку принял решение, что сразу после освобождения из тюрьмы он уедет из Японии на некоторое время для того, чтобы «свободно критиковать положение «Его Величества» на чужбине, а также политические и экономические институты Японии, где рука пагубного «Его Величества» его не достанет». Именно в таком расположении духа Котоку покинул Японию в ноябре 1905 года, чтобы провести полгода в США. В качестве материалов для чтения в длительное морское путешествие он взял с собой «Записки революционера» Кропоткина.

Поделись с друзьями!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите лису: