Язык

Биографии

Корейские анархисты

Материал из серии «Анархизм в Японии и Корее» (по ссылке также есть информация по поводу приобретения печатной версии книги).

В данной главе речь пойдет о наиболее известных корейских анархистах. Корея в отличие от рассмотренной ранее Японии породила не оригинальную концепцию анархо-коммунизма или синдикализма, а повстанческий анархизм, тесно переплетенный с освободительным национализмом. Корея в начале XX века оставалась преимущественно аграрной страной, только вступившей на путь модернизации по западному образцу, а потому японский капитализм, который раньше начал этот путь, с легкостью захватил всю страну, открыв себе выход в Маньчжурию и получив колонию. Иностранное владычество подталкивает революционеров-анархистов к идеям национализма, которые прекрасно сочетаются с идеями социальной борьбы и требуют не только прогнать японских захватчиков, но и свергнуть корейских правителей, а затем создать справедливое общество. Корейские анархисты наряду с другими борцами за независимость почитаются как в Северной, так и в Южной Корее, хотя конечно же их взгляды не слишком афишируются.

Ким Чва-Джин

Ким Чва-Джин родился 16 декабря 1889 года в уезде Хонсон провинции Чхунчхон-Намдо к западу от Ханяна (нынешний Сеул). Его семья принадлежала роду Андонг Ким и была довольно богата.

В 1905 году Ким был принят в школу императорской армии. Через 2 года, когда ему было 18 лет, он освободил пятьдесят крепостных семей (ноби), публично сжёгши реестр рабов и предоставив каждой семье достаточно земли для жизни. Это был первый подобный случай в Корее. Часть своего дома он превратил в сельскую школу, а сам выступил в роли учителя. К 1909 году ему удалось открыть еще пять школ в бедных селах своей провинции.

Ким Чва-Джин

В 1911 году был заключен в недавно построенную в Сеуле тюрьму Содэмун на 2 с половиной года. В заключении он встретился с известным деятелем движения за независимость Кореи — Ким Гу. В 1913 году он был освобожден.

В 1917 году вступает в ряды «Корейского корпуса освобождения», где встречается с находящимся в изгнании Баксангджином (1884-1921) в 1918 году в Маньчжурии. Действовал «Корпус» не столько в Корее, сколько в Маньчжурии и Шанхае. Кроме партизанской деятельности, его члены активно занимались рэкетом богатых корейцев и даже застрелили несколько богачей, отказавшихся давать им деньги.

В 1919 году создал «Северную военную администрацию» — группы повстанцев-анархистов в Маньчжурии. 21 октября 1920 года Ким Чва-Джин командовал повстанческими войсками в битве при Чёнгсанри (о которой будет рассказано позже).

В 1925 году Чва-Джин был назначен председателем исполнительного комитета (военной организации) Шинмина. 24 января 1930 года Ким Чва-Джин был убит агентами-сталинистами (по другой версии — прояпонскими элементами) во время ремонта рисовой мельницы, построенной Корейской Федерацией Анархистов в Шинмине.

Ким Чва-Джин был анархистом, мыслителем, педагогом, поэтом и солдатом. С самой молодости он участвовал в борьбе за независимость Кореи, стоя в ее авангарде. Его роль в корейском анархическом движении и развитии корейского национализма сложно переоценить. За эти заслуги его иногда называют «корейским Махно». Товарищи же называли его «баэг-я», что означает «белые ночи».

Чва-Джин был дважды женат и имел трех детей — двух сыновей и дочь. Первой его женой (с 1904 года) была Охсукгеун (1887 ~ 1958). Второй — Хьегук (1901 ~ 1992). Обе были участницами движения за освобождение Кореи.

В честь Ким Чва-Джина в современной Южной Корее установлены памятники, проводятся мемориальные мероприятия. В 2013 году даже была спущена на воду подводная лодка, носящая имя известного революционера.

Син Чхэхо

Син Чхэхо родился 7 числа 11 месяца по лунному календарю (8 декабря) 1880 года в деревне Торими волости Саннэ-мён уезда Хведок-хён провинции Чхунчхон-Намдо, Корея (сейчас — квартал Торими микрорайона Онам-дон района Чун-гу города Тэджон, Республика Корея).

Син Чхэхо

Семья принадлежала к клану Сандонских Син, предком которого являлся известный учёный сановник, один из создателей корейского фонетического алфавита Син Сукчу (1417—1475). Син Чхэхо был потомком Син Сукчу в восемнадцатом поколении. Семья Син Чхэхо, несмотря на принадлежность к наследственной янбанской аристократии, жила бедно.

Дед Син Чхэхо, Син Сону (1829 — ?), дослужился до должности 4-го дополнительного ранга в Государственном цензорате (Сахонбу), но взяток, в отличие от многих своих сослуживцев, не брал, и жил в бедности после выхода в отставку в 1885 году, подрабатывая обучением детей клана Син древнекитайскому языку и литературе в частной школе (сасук).

Отец Син Чхэхо, Син Квансик, на государственной службе не состоял. Обучением Син Чхэхо в раннем детстве занимался дед, Син Сону, добившийся того, что будучи подростком пятнадцати лет, Син Чхэхо уже знал наизусть конфуцианское Четверокнижие (книги «Лунь Юй», «Мэнцзы» и две главы «Ли цзи», рассматривающиеся как самостоятельные трактаты: «Да сюэ» и «Чжун юн») и мог прилично сочинять стихи на древнекитайском языке.
Талантливым подростком заинтересовался самый влиятельный член клана — Син Кисон (1851—1909), известный конфуцианский ученый, занимавший ряд министерских постов в правительстве Кореи в середине 1890-х гг. Он взял Син Чхэхо под свою опеку и дал ему рекомендацию для поступления в столичный конфуцианский университет Сонгюнгван, где Син Чхэхо обучался в 1898—1905 гг., окончив его со степенью пакса («эрудит», часто переводится как «доктор наук»).

В период обучения в университете в корейской столице Ханян, Син Чхэхо начал знакомиться с европейской литературой Нового Времени в китайских и японских переводах, постепенно отходя от классического конфуцианства. В частности, уже в этот период у него созрели мысли о необходимости замены древнекитайского языка, как языка литературы, современным корейским языком.

По окончании Сонгюнгвана Син Чхэхо был взят на работу членом редколлегии ежедневной газеты Хвансон Синмун, где отвечал за написание редакционных передовиц. В 1907 году перешел работать в более радикальную националистическую газету Тэхан Мэиль Синбо, и оставался там вплоть до перехода газеты в собственность японских колониальных властей в августе 1910 года.

Ряд написанных Син Чхэхо в этот период передовиц считается шедеврами националистической публицистики. Син Чхэхо обличал пресмыкавшуюся перед японскими колонизаторами верхушку корейского общества, напоминал об абсолютности долга перед «большим я» (государством и этнической нацией) и призывал к созданию в Корее нового типа личности, не замыкающейся на клановых и семейных интересах и готовой к самопожертвованию во имя национального спасения.

Уже в этот период, однако, Син Чхэхо проявил интерес к японской анархистской литературе и к республиканским революционерам Европы (особенно преклонялся перед фигурой Мадзини). Уже к концу 1900-х гг. Син Чхэхо пришёл к мнению, что революционное насилие является могучим орудием создания «сильных», «исторических» наций.
В 1910 году, в знак протеста против колонизации Кореи Японией, эмигрировал во Владивосток, где до 1913 года работал в местной корейской эмигрантской прессе. В 1913 году эмигрировал в Шанхай, где в то время проживал целый ряд корейских патриотов, не желавших оставаться на колонизированной японцами родине. В 1915 году переехал в Пекин, где в совершенстве владея литературным китайским языком, сотрудничал с популярными газетами Чжунхуабао и Бэйцзин Жибао.

В 1919 году выезжал в Шанхай, где, как популярный публицист, был избран спикером Палаты представителей при Временном правительстве Кореи в Шанхае. Однако будучи совершенно несогласным с линией президента Временного правительства Кореи, Ли Сынмана, на освобождение Кореи через «дипломатические усилия» (т.е. ставкой на возможный американо-японский конфликт и покровительство США) и требуя подготовки к прямой вооружённой борьбе, вскоре покинул Шанхай и вернулся в Пекин.

В Пекине он впервые соприкоснулся с марксистской литературой, привозившейся российскими корейцами-большевиками из Владивостока, и начал в 1920 году издание коммунистического журнала Согван (Рассвет). К 1921 году, однако, перешел на анархистские позиции, опасаясь, что централизованное государство нового типа, такое, как Советская Россия, снова сможет выступить в роли угнетателя по отношению к корейскому народу.

В 1921 году основал, вместе с рядом других корейских анархистов, журнал Чхонго (Небесный барабан), где критиковал большевизм с анархистских позиций и знакомил читателя (как корейского, так и китайского — журнал издавался на литературном китайском языке) с новостями мирового национально-освободительного движения.

В начале 1920-х гг. Син Чхэхо сближается с Ыйёльданом (Союз энтузиастов справедливости) — основанной в марте 1920 года боевой группе корейских патриотов, прославившейся целым рядом вооруженных акций против японских учреждений и высокопоставленных лиц в Китае и Корее в 1920—22-х гг. Организация ставила задачу свержения власти Японии путем прямой насильственной революции народных масс и построения «народной Кореи».

Ыйёльдан приписывают бомбовые атаки на японские полицейские управления в Пусане, Миряне и на ул.Чонно в Сеуле, равно как и обстрелы из пистолетов таких учреждений, как Восточно-колонизационное общество и Корейский промышленный банк. В декабре 1926 г. участник Ыйольдан бросил бомбу в сеульском банке, но та не взорвалась.

Однако эти акции не пошатнули основ колониального господства, и под влиянием как Коминтерна (который через корейских коммунистов передал патриотам Ыйёльдана 10 тысяч царских золотых рублей на подпольную работу), так и анархистских идей руководство Ыйёльдана решило изменить курс и перейти к опоре на широкое массовое движение.

Новой идеологией Ыйёльдана стал написанный Син Чхэхо в 1923 году Манифест Корейской Революции (Чосон Хёнмён Сононсо), в котором единственным реальным методом освобождения корейских масс от колониального и классового гнета признавалось всеобщее народное восстание. Отсутствие у корейских масс вооружения должно было, по мысли Син Чхэхо, искупаться массовостью и энтузиазмом восставших, их полным и совершенным отказом от всякого подчинения колониальным властям.

Син Чхэхо в 1920-е годы жил в Пекине голодной жизнью — в 1924 году он даже ушел на несколько месяцев в буддийские монахи, чтобы избежать голодной смерти. Несмотря на крайнюю нужду, он продолжал активную литературную и общественно-политическую работу, став в 1925 году деятелем Восточной федерации анархистов (Муджонбуджуый Тонбан Ёнмэн).

Для того, чтобы обеспечить финансирование подпольной работы анархистов, Син Чхэхо попытался в мае 1928 года обналичить на Тайване подделанные его пекинскими коллегами чеки на сумму 2000 юаней, но был арестован японской полицией.

На суде держался мужественно, используя судебный процесс для пропаганды своих анархистских убеждений. Будучи приговорённым к 10 годам тюремного заключения, отказывался до самого конца от любых компромиссов с тюремной администрацией — в частности, от освобождения на поруки по болезни. Находясь в японской концессионной тюрьме Люйшуня (Порт-Артур), продолжал литературную работу. Умер 21 февраля 1936 года от переутомления и болезней.
Син Чхэхо — деятель движения за независимость Кореи, литератор, националистический историк и анархист (в 1920-е гг.).

Считается одним из основателей националистической историографии в современной Корее. Положительно оценивается историками как Южной, так и Северной Кореи.

Парк Йеол

Парк Йеол (настоящее имя — Парк Юн-Сик) родился 3 февраля 1902 года в Мунгён провинции Кенсан-Пукто. Он учился в школе в Сеуле, но был вынужден оставить ее в 1919 году из-за подозрений в участии в Движении 1 марта (восстание против японского господства). Йеол переехал в Токио, чтобы продолжить свое образование. В это время он также подрабатывал разносчиком газет. В Токио Йеол встретил других студентов-активистов и сформировал собственную анархистскую группу «Футей-ша» (Общество недовольных), ставившую перед собой цель — вести прямое действие против государства. Одним из примечательных членов группы была Канеко Фумико, ставшая впоследствии его возлюбленной.

Парк Йеол

В 1920-1922 гг. Парк Йеол участвует в деятельности тайных анархистских групп. Вместе Фумико и Парк публиковали два журнала, в которых освещали проблемы корейцев, страдающих от гнета японского империализма. Эта деятельность вскоре обратила на них пристальное внимание полиции.

1 сентября 1923 года произошло чрезвычайно разрушительное Великое землетрясение Канто. Это привело к массовому общественному недовольству — были пущены слухи, что корейцы, которые и раньше агитировали за независимость от Японии, хотят использовать создавшуюся неразбериху для того, чтобы начать восстание. В связи с этим правительство предприняло ряд арестов. Парк Йеол был арестован без предъявления обвинения 2 сентября 1923 года (на следующий день после землетрясения, унесшего жизни более полумиллиона людей, а материальный ущерб от которого составил два годовых бюджета страны и в 5 раз превысил расходы в Русско-Японской войне). Два дня спустя Фумико также была задержана полицией.

Канеко Фумико со своим возлюбленным Парк Йеолом

Канеко Фумико со своим возлюбленным Парк Йеолом

После длительных судебных разбирательств, Фумико и Парк были осуждены за государственную измену за попытку сделать бомбы с намерением убить императора и его сына. Они признались в этом преступлении. В ходе судебного процесса, Фумико написала историю своей жизни, чтобы объяснить «что заставило ее сделать то, что она сделала». Эти мемуары являются основным источником информации о ее жизни. За несколько дней до вынесения приговора они поженились. Оба были осуждены и приговорены к смертной казни 25 марта 1926 года, но их приговоры были заменены на пожизненное заключение лично императором. Вместо того, чтобы принять прощение, Фумико разорвала его и отказалась поблагодарить императора. 23 июля 1926 года Фумико покончила жизнь самоубийством в своей камере.

После 22 лет тюрьмы, Парк был освобожден в октябре 1945 года американскими военными. Он вернулся в Корею в 1949 году, а затем отправился на север во время Корейской войны (1950-53 гг.). Он стал северокорейским политиком и оставался в этой стране до конца своей жизни — 17 января 1974 года.

Парк Йеол был корейским анархистом (нигилистом) и борцом за независимость. В его родном городе создан Национальный музей и мемориал.

Йу-Рим

Йу-Рим (1898-1961) — один из лидеров корейских анархистов, организовавший первую анархистскую организацию на Корейском полуострове — Джо-сун Гонг-сан Муджунг-бу Джу-еу-я Йун-Менг (или, более привычно для европейского взора — Корейская Анархо-Коммунистическая Федерация). В 1929 году был ключевой фигурой анархистов-эмигрантов в Китае.

В 1931 году был арестован японской полицией в Маньчжурии, после чего был возвращен в Корею и осужден на 5 лет. Отбыв срок, он вернулся в Китай.

В 1942 году он был избран членом Ассамблеи Корейского Временного правительства в изгнании в Китае как представитель от анархистских сил. После поражения Японии в 1945 году и освобождения Кореи, он сыграл важную роль в первом все-корейском анархическом форуме по планированию будущего движения. Он выдвинул спорные тезисы по формированию анархической политической партии и в том же году приступил к формированию Независимой партии рабочих и фермеров. После обретения независимости и войны в Корее Йу-Рим также принимал активное участие в движении за мир на Корейском полуострове.

Йу Ча-Мёнг

Йу Ча-Мёнг (1891-1985) — анархист и ведущий теоретик Ыйёльдана (Союз энтузиастов справедливости). Оказал значительное влияние на отцов-основателей китайского анархизма.

Памятник Ким Чва-Джину

Памятник Ким Чва-Джину

Памятник Син Чхэхо и его жене возле их дома

Памятник Син Чхэхо и его жене возле их дома

Мемориал возле дома, где родился Син Чхэхо

Мемориал возле дома, где родился Син Чхэхо

Поделись с друзьями!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите лису: