Язык

История восточных стран во второй половине XIX века

В связи с выпуском брошюр «Анархизм в Японии и Корее» необходимо рассмотреть и общую историю этих стран, чтобы представлять картину целиком, понимать сложившиеся условия, в которых пришлось вести борьбу тогдашним революционерам. Для этого мы подготовили такой материал, который вкратце обрисует  историю трех восточных стран (так как рассматривать историю одной страны без их взаимодействия неправильно, как и историю какого-либо движения отдельно от всех остальных) — Китая, Японии и Корее во второй половине XIX века (читайте также вторую часть статьи).

В этой главе будет рассказано про правящие династии, взаимоотношения восточных стран с европейскими капиталистическими державами, а также о различных бунтах, политических деятелях и движениях.

Страны Востока к XIX веку всё ещё оставались феодальными традиционалистскими обществами, замкнутыми и отгороженными от влияния Европы. В Европе в это время вовсю шла промышленная революция и формировался мировой капиталистический рынок. Западным странам нужны были новые рынки сбыта, поэтому они всячески пытались проникнуть на восток. Для Запада восточные государства были слишком архаичными, консервативными и ксенофобными.

Китай, Корея и Япония являлись монархическими государствами с традиционным феодальным укладом. Все три страны проводили строгую изоляционистскую политику — не допускали на свою территорию иностранцев, свели к минимуму контакты с ними и вообще старались никак не зависеть от внешнего мира. Правители всех трёх стран были уверены, что они находятся в центре мира и на вершине развития. Европейские страны воспринимались как варварские, которые должны  подчиняться и уважать власть восточных правителей. Поэтому для правящей верхушки этих стран поначалу было удивительно, что европейцы не боятся вступать в военные конфликты с ними и даже побеждают в них.

Китай был самым большим государством в Азии, это была огромная многонациональная империя, объединённая завоевательными походами маньчжуров. В XIX веке там правила маньчжурская династия Цин, пришедшая к власти в 1616 г. Вся территория, которую они завоевали  называлась Империя Цин. Во главе империи находился богдохан, население страны делилось на несколько сословий: цижень — потомки манчжурцев; ши,шэньши — учёные; нун — земледельцы, гун — ремесленники, шан — торговцы.

В Корее господствовала династия Чосон. Она во многом копировала китайскую систему управления и была вассальным государством для Цинской империи, но к началу XX века уже перестала платить дань Китаю.

В Японии в это время правил сёгунат Токугава, также установившийся ещё в XVII веке. Правительство сёгуна называлось «бакуфу». Сёгунат был своего рода «параллельной» с императором властью. Формально он являлся главой административного аппарата и военным правителем страны, на деле же именно он управлял страной, в то время как император оставался данью традициям. Особое положение занимали даймё — крупнейшие военные феодалы среди самураев, своего рода класс японской элиты. Япония также проводила политику изоляционизма с XVII в., она называлась «сакоку» — буквально «страна на цепи» и не пускала иностранцев в страну. Исключением была лишь Голландия, в связи с тем, что только голландские послы согласились воздавать должные почести императору на пышных и унизительных для них церемониях.

Для Китая конец XVIII-начало XIX вв. было временем обострения экономической, социальной и политической напряжённости. Рост численности населения в это время происходил гораздо быстрее, чем увеличение количества обрабатываемых земель. Это обострило продовольственную проблему, снизился уровень жизни населения. Уже тогда в стране действовали тайные общества, выступавшие против маньчжурского господства. Самое известное из них — «Белый лотос», оппозиционное тайное общество, которое, имело разветвлённую структуру и множество ячеек по всей стране. В 1796-1804 гг. под предводительством «Белого Лотоса», проходила крестьянская война, которая очень вымотала Цинское царство и показала его слабость. Однако очаги антицинских восстаний периодически возникали по всей империи. В 1801-1806 гг. происходило восстание мяо, в 1802-1803 гг. — восстание бедноты под предводительством общества «Триада». В Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях промышляли пираты, также бывшие сторонниками «Триады». Затем во главу антицинской борьбы встало восточное отделение «Белого лотоса» — секта «Небесный Разум». Восстание его членов происходило в 1813-1814 гг. и нанесло серьёзный урон маньчжурскому режиму.

В Корее из-за жуткого уровня бедности крестьяне уже в начале века жгли помещичьи имения, захватывали государственные склады и раздавали их содержимое беднякам. В крупных городах распространялись листовки против коррупции и чиновничества. Одним из ярких событий того времени было крестьянское восстание 1811 г. Повстанцы смогли даже захватить некоторые районы и создать собственные местные органы власти, правительство с большим трудом подавило это восстание. Тогда же страна страдала от неурожаев, что вызвало спад сельскохозяйственного производства. В результате в стране появилось огромное число нищих и бродяг. В 1813, 1815 и 1833 годах в Корее проходили «голодные» бунты, тысячи бедняков нападали на государственные здания и дома чиновников и богачей.

Япония достаточно стабильно развивалась в изоляции до начала XIX в., когда начался дефицит бюджета. Одной из причин этого были чрезмерные расходы господствующего сословия. Второй по значению причиной было содержание самураев. Самураи составляли 6-10% населения страны, не занимались никакой деятельностью и получали постоянные стипендии из бюджета страны. На их содержание уходило до половины всех налоговых поступлений. Эту статью расходов правительство стало постепенно сокращать, что привело к обеднению самурайского сословия. Чтобы спасти экономику правительство стало изготавливать монеты с меньшим содержанием ценных металлов. В стране регулярно происходили крестьянские выступления против увеличения налогов.

Тем временем, рост населения Китая продолжал обгонять увеличение числа обрабатываемых земель. Крестьянам оставалось всё меньше земли, им становилось всё тяжелее платить налоги. Землевладельцы для защиты своих земель стали создавать частные дружины для поддержания порядка, за которым было не в состоянии следить государство. Помещики больше не видели смысла платить налоги государству, которое неспособно было их защитить. Налоги, не собранные с них, перекладывались на крестьян.

Китай был категорически закрыт от иностранного капитала, вся торговля проводилась через одну, поддерживаемую государством, фирму. Европейские предприниматели никак не могли «открыть» китайский рынок для своей деятельности. Европейская буржуазия требовала от своего правительства устранить все помехи для выхода на китайский рынок. Одной из проблем было и то, что Китай практически ни в чём не нуждался и европейцы ломали голову над тем, чем заинтересовать местных потребителей. Однако такой товар нашёлся. Им стал опиум, который ввозили в страну контрабандой, не без помощи коррумпированных китайских чиновников. Этот товар смог пробить дорогу для европейской торговли. С каждым годом объём ввозимого опиума всё увеличивался. Это вызвало массовый отток серебряных денег из Китая, что стало ощутимо в экономике страны уже в 30-е гг. Из-за дефицита серебра денежный курс стал меняться, что привело к обесцениванию основной валюты — медных вэней. Это вело к росту налогов, и, как следствие, нарастанию недовольства и бедности среди крестьян.

Все эти причины послужили катализатором для новых народных волнений. Всего с 1814 по 1839 г. в разных провинциях страны произошло более 30 вооружённых восстаний. Возрастало и недовольство национальных меньшинств, притесняемых маньчжурскими властями. Один из таких конфликтов — восстание в Кашгаре 1826-1827 гг.

Вскоре общая утечка серебра превысила приток этого металла в страну. Опиумными наркоманами были 10-20% столичных чиновников и 20-30 % провинциальных. Курение опиума широко распространилось среди солдат и офицеров. Всё это довело до предела социальную напряжённость в стране. В конце 30-х гг. положение в Китае резко обострилось. Надвигался очередной демографический кризис, нарастали анти-маньчжурские настроения.

В 1839 г. началась первая «опиумная» война. В марте от англичан и американцев потребовали сдачи всего опиума, а когда они отказались — их блокировали войсками. Торговцы были вынуждены сдать весь опиум, который сразу был уничтожен. Император объявил страну закрытой для всех торговцев Англии и Индии. В Лондоне эти действия были восприняты как повод для объявления войны. В 1840 г. в Китай были направлены войска. В начале 1842 года войска подошли к Нанкину, после чего богдо-хан был вынужден подписать мирный договор. Китай подписал договор на крайне невыгодных условиях. Согласно его условиям, несколько портов теперь были открыты для торговли и поселения англичан, остров Гонконг переходил во владение Великобритании. Также Китай должен был уплатить контрибуцию 21 млн. долларов.

После Англии в Китай устремились и другие западные державы. В 1844 г. Китай вынужден был подписать договоры с США и Францией, на них распространялись те же привилегии, что и на англичан. Также католическая церковь получила возможность вести миссионерскую работу в Китае, что стало одним из важных инструментов идеологической экспансии западных стран.

Эту экспансию проводили и в других странах Востока. В Корее, осознавшее угрозу правительство яростно боролось с этим. Распространение христианства преследовалось, за принятие этой религии людей казнили, также существовал запрет на чтение иностранных книг. Миссионеры, помимо проповеди католицизма распространяли литературу по точным и естественным наукам.

В Японии в 30-е годы была череда неурожайных лет, что вызывало выступление крестьянской бедноты. Восстание 1837 г. вызвало сильный резонанс по всей стране, оно было подавлено, но обнаружило военную слабость государства. В 1841-1844 была попытка провести так называемые «реформы годов Тэмпо», они были направлены на усиление центрального правительства, против увеличившейся власти княжеств. Но они провалились, что уже свидетельствовало о крайней слабости сёгуната.

После поражения Китая в Первой Опиумной войне для Японии изменились внешние условия существования, наступило осознание необходимости модернизации страны. Голландия в 1844 г. сообщила о ситуации в Европе и посоветовала прекратить самоизоляцию. В 1853 г. к берегам Японии прибыл корабль США и под угрозой обстрела предложил установить торговые отношения, что ускорило принятия условий. Решающим фактором было то, что Япония не была готова к войне. И в 1854 г. был заключён договор с США, а затем с Великобританией. В 1855 г. был подписан русско-японский договор. Но эти договоры не включали открытие страны для торговли, что не удовлетворяло западные державы.

Япония, в отличии от остальных стран, понимала необходимость совершенствования страны и собственную слабость в военном плане. Некоторые сёгуны еще в 30-х годах начали изучать европейскую военную технику. Но японцы боялись, что с изучением техники в страну проникнет и европейская культура. Они были уверены, что европейцы не посмеют вторгаться, но после первой «опиумной» войны они пересмотрели свои взгляды. Стало ясно, что нужно модернизировать военное искусство и нужна государственная религия, объединяющая нацию. В это время была сформулирована националистическая концепция «кокутай», которая провозглашала возврат к историко-мифологическим корням японского народа, пересмотр связей внутри общества, с целью его объединения. В неё были заложены идеи, предопределившие возрастание роли императора.

Уже в 40-е — 50-е годы в стране шло внедрение западных технологий. Отливались пушки, создавались сталеплавильные и судостроительные предприятия, паровые котлы, а затем и пароходы. Изучались принципы организации голландской пехоты, формировались кавалерийские подразделения по французскому образцу.

Тем временем вторжение иностранного капитала тяжело сказывалось на экономике Китая. Резко увеличился ввоз опиума, вырос приток английских хлопчатобумажных и шерстяных тканей, который вызвал разорение местного ткацкого производства у тысяч крестьян. На Корее тоже отражались происходящие в Китае события, засилье английских и американских тканей на рынке также разоряло местных производителей. Из Китая увеличился отток серебра, в результате повысился курс серебряного ляна и упал курс медной монеты. Военные расходы и выплата контрибуций западным странам также ослабили финансовое положение государства. Всё это стало причинами для увеличения налогов, что легло на плечи крестьянства. Одновременно продолжался демографический взрыв. Население увеличивалось, но земли на него не хватало. Это привело к возникновению большого числа бедных людей, вытесненных из производства и оставшихся не у дел. В 1847-1850 гг. страна также пережила сильный неурожай и наводнение, и, как следствие голод и эпидемии. Всё это толкало людей на вооружённые восстания. В середине века в Китае произошло несколько десятков восстаний и волнений. Наиболее сильные выступления были в южных регионах, которые особенно пострадали от стихийных бедствий и экономической экспансии. Именно они стали очагом зарождения Крестьянской войны 1850-1868 гг. Здесь набрала силу секта «Байшанди хуэй» («Общество поклонения Небесному Владыке») . Она представляла собой китаизированный вариант христианства, сочетавшийся с традиционными этическими учениями. Предводителем секты был сельский учитель Хун Сюцюань (1814-1864). Секта выражала интересы беднейших слоёв общества, преимущественно крестьян, а также национальных меньшинств и тех, кто поддерживал антиманьчжурские настроения. Члены секты носили красные повязки на голове и отпускали длинные волосы в знак неповиновения маньчжурам. Их самоназвание «Тайпин» («Небесное спокойствие») перекликалось с даосской школой Тайпиндао, что символизировало некую преемственность. Тайпины выступали против конфуцианства, буддизма и даосизма, считая христианство единственно верной религией. В целом, тайпинское движение представляло собой синтез крестьянской, этноосвободительной и религиозной войн. В 1851  г. они заняли Юнъань и сформировали собственное правительство. Их армия одерживала все новые победы и постепенно продвигалась на север. К 1853 г. она насчитывала уже 500 тыс. человек, а также имела собственный флот. В самом войске тайпинов была жесткая дисциплина согласно христианским заповедям, они никогда не грабили местное население, в отличии от других войск, чем снискали поддержку народа.

hun_su-cuan

В марте армия тайпинов в 1 млн. человек захватила Нанкин и основали теократическое государство Тайпин Тяньго. Корейское правительство боялось вторжения тайпинов и иностранцев, поэтому поспешило объявить политику «самоусиления».

Летом 1855 г., после долгих дождей, Хуанхэ прорвала дамбы, произошло наводнение. В Корее в середине XIX в. также свирепствовали неурожай, эпидемии, голод и коррупция местных чиновников. Одни и те же налоги они взимали несколько раз. Эти тяжёлые условия заставляли крестьян покидать деревни и искать заработок в крупных городах. Со второй половины XIX в. бедняки бежали из городов в горные районы и заграницу — на Дальний Восток и в Манчжурию.

В Китае стало действовать больше тайных обществ. В сентябре 1853 г. поднялось восстание общества «Малые мечи». Они захватили Шанхай, но не получили поддержки от иностранцев. И в 1855 г. цинские войска подавили восстание. Летом 1854 г. тайное общество «Триада» начало восстание. Они носили на голове красные повязки, за что их называли «красноголовыми», а восстание получило название  «восстание красных повязок». Они не имели единого центра, отряды действовали самостоятельно. Отделившаяся часть тайпинов вела войну в провинции Сычуань в 1859 — 1862 гг., пытаясь создать там свое государство, но они тоже были подавлены.

В 1856 г. началась Вторая Опиумная война (1856 — 1860). Англичане, воспользовавшись моментом нестабильности в стране высадили десант на китайские земли. В апреле 1857 г. в войну вступила и Франция. Китайские войска технически сильно проигрывали европейским армиям, к тому же страна была ослаблена продолжавшимся Тайпинским восстанием. Европейцы вновь победили и в июне 1858 г. были подписаны Тяньцзинские договоры. Иностранные государства получили право иметь в Пекине свои миссии, граждане Англии и Франции получили право свободно передвигаться по Китаю и вести миссионерскую деятельность. Для торговли открыли 6 новых портов, Китай вновь был обязан выплатить контрибуцию — 6 млн лянов. Особым соглашением была легализована опиумная торговля. С Россией и США подписали такие же договоры.

Раздел Китая европейскими державами и Японией. Карикатура 1890-х годов

Раздел Китая европейскими державами и Японией. Карикатура 1890-х годов

Через год после заключения перемирия Китай внезапно порвал свои договоренности и начал обороняться. Однако европейские войска достаточно быстро заняли Пекин и Цинское правительство вновь вынуждено было пойти на перемирие. Были заключены Пекинские конвенции, согласно которым Китай должен был выплатить еще 16 млн лянов. Теперь иностранцы получили право вывозить из Китая чернорабочих, а миссионеры арендовать и покупать земли.

В 1861 г. умирает богдохан Ичжу и оставляет после себя шестилетнего сына. В ноябре происходит переворот и регентом становится императрица Цыси. В это время тайпины уже действуют в меньшинстве против цинских войск, помещичьих армий и европейцев. Европейцы в этом противостоянии сделали ставку на Цинь, так как те были у них в узде, а тайпины запрещали торговлю опиумом. К тому же китайцы стали перенимать европейскую технику. В 1862 г. наступил коренной перелом в Крестьянской войне. Среди тайпинов начался разлад и деморализация. Некоторые стали переходить на сторону цинской армии. Нанкин оказался в осаде. В 1864 г. Сюцюань покончил с собой. Все руководители восстания были казнены. Остатки тайпинов погибли в 1868 г.  В стране всё чётче ощущалась отсталость от передовых держав и всё большую популярность набирает политика «самоусиления» – заимствование иностранных достижений.

Императрица Цыси

Императрица Цыси

Правящие круги Кореи тоже разделились на сторонников «самоусиления» и консерваторов — сторонников изоляции. Во второй половине XIX века по Корее прокатился ряд крестьянских восстаний, самое крупное из них в 1862 в городе Чинджу. Оно получило название «Чинджуская гроза». Люди выступали против ненавистных чиновников, захватывали их дома и делили их имущество. С повстанцами расправились, но восстание распространилось на другие уезды, а потом и на соседнюю провинцию, выступления происходили и среди солдат. И хотя восстания были подавлены они серьёзно расшатывали корейскую государственность.

В 1860-е гг. в Корее возникло учение Тонхак. Его создателем был Чхве Джеу (1834-1864). Оно являлось религиозным и представляло собой синтез буддизма, даосизма, конфуцианства и христианства. Заявлялось о равенстве всех перед Богом независимо от сословного статуса.  Это восприняли широкие слои населения. Тонхаки создали разветвлённую организацию по всей стране. Тонхаки стали участниками и организаторами народных движений. В 1864 г. Чхве Джеу схватили и казнили, тонхаки подверглись гонениям. Учение запретили, но число последователей росло.

Одновременно в Корее активно действовали христианские миссионеры, большое количество населения принимало католицизм, а к 1863 г. там было 20 тыс. христиан. Правительство боролось с этим. В январе 1866 г. казнили 9 миссионеров и 10 тыс. корейцев, а также издали указ — сжигать иностранные книги. Сжигали корейскую грамматику, составленную французским епископом. Тогда же издали закон о создали «пятидворок». Из жителей пяти дворов выбирали старосту, который должен был следить за всеми. За контакт с миссионерами людей превращали в рабов. В том же году французская эскадра выехала отомстить за казнь миссионеров. Они захватили остров Канхвадо и начали готовить поход на Сеул. В Корее началась всеобщая мобилизация. Создавались стихийные партизанские отряды. Всеобщими усилиями французы были разбиты. В 1868 и 1871 гг. США попытались навязать торговые соглашения, но корейцы решительно отбивали их десанты.

В 1866 г. американский корабль как и в случае с Японией прибыл с требованием заключить американо-корейский договор. Корейцы отказали и американцы арестовали корейских чиновников. В ответ на это корабль был атакован и потоплен. На некоторое время западные державы оставили попытки проникнуть в Корею.

Вторая Опиумная Война ускорила желание японцев урегулировать отношения с западными странами. В самой Японии возникло мнение, что нужно использовать внешнюю торговлю для собственного процветания, перевооружения и освоения средств, которые использует запад. В 1858 г. по новому договору открывалось для торговли пять японских портов. Одновременно накалялась внутриполитическая обстановка. После договора 1858 г. множество молодых самураев стекалось в Киото и требовало вернуть импературскую власть в стране и изгнать всех иностранцев. Всё чаще происходили стычки с убийствами иностранцев, что вызывало давление западных стран с требованием наказать виновных. В июне 1863 г. княжества самостоятельно начали обстреливать иностранные судна. Всё это вызывало крайнее возмущение других стран. Под давлением западных держав в 1865 г. Япония официально отказалась от «политики изгнания варваров», а в 1866 г. устранила все ограничения на внешнюю торговлю. Тогда же начали проводить реформы. Армию стали реорганизовывать по западному образцу, этому помогали советники из Франции. Происходила усиленная централизация Японии и подавление мятежных княжеств, имеющих претензии на принятие политических решений в стране.

1866-1868 гг. были периодом сёгуната Токугава Ёсинобу, который стал последним сёгуном Японии. Он начал проводить реформы по западному образцу, но радикальная оппозиция не дала ему это сделать. Ёсинобу был вынужден передать всю власть императору, после чего сформировалось новое правительство. 3 января 1868 г. оно отменило власть сёгунов, а также их титулы и лишило их большей части земель. Была провозглашена ретаврация императорского правления, этот период получила название Реставрация Мэйдзи. Создавался новый государственный аппарат. Он получил название «сансёку», возглавлял его сосай, ему подчинялись 10 старших советников и 20 младших, административно-управленческий аппарат с департаментами. Затем вместо сансёку в июне 1868 г. был учреждён Государственный совет. Ёсинобу и кланы, поддерживавшие Токугава ещё некоторое время сопротивлялись новому  правительству. Это противостояние было названо войной Босин («Война года Дракона»). Она происходила в 1868-1869 гг. и характеризуется как гражданская война между сторонниками сёгуната Токугава и проимператорскими силами в Японии. Свержение сёгуната и гражданская война усилили независимость княжеств. Сопротивлявшиеся княжества были объединены кланом Айдзу. Однако они потерпели поражение.

В это время в Китае обострились и национальные проблемы, что тоже привело к ряду восстаний. В 1855- 1873 гг. это было восстание народов мяо. Почти одновременно происходило восстание мусульман в Юньнани 1856-1873 гг., где борьбу начали местные жители — дунганы. Секта Синьцзяо начала восстание из-за притеснения мусульман в 1862 г. Центрами восстания были мечети. Против цинского господства выступали все мусульмане — уйгуры, дунгане, киргизы и таджики. Весь Синьцзян до 1877 г. был под руководством мусульман, объединённых на базе Кашгарского ханства. В 1877 г. Цинские войска всё же покорили Кашгар и казнили мусульман. В итоге череда войн, народных восстаний и эпидемий 50-х — 70-х годов сократили население Китая на 50 млн. человек.

В Китае в 1868 г. по стране прокатилась волна антимиссионерских выступлений. В Пьянцзине толпа выступила против французского консула и убила его, затем было разрушено консульство и ряд христианских зданий.

Корея была местом столкновения интересов Китая и Японии начиная с 70-х годов. Однако больше она склонялась к союзу с Китаем и не приняла новое японское правительство эпохи Мэйдзи. Эта неприязнь была использована западными державами, чтобы открыть себе доступ в Корею при помощи японской агрессии. В 1875 г. японские корабли появились и у берегов Кореи с предложением заключить торговый договор, угрожая интервенцией в случае отказа. Правительство согласилось, были открыты три порта, в оборот вошли японские деньги, а на их товары отменили пошлины. Это всколыхнуло консервативные конфуцианские круги протестовавшие против этого. В Японию на обучение стали выезжать студенты.

Противостояние на некоторое время удалось приостановить Тяньцзинским договором 1885 г. — Китай и Япония обязались вывести войска из Кореи и могли вводить их только в случае возникновения беспорядков, предварительно уведомив друг друга. Однако это соперничество всё равно привело к ряду военных конфликтов в 80-90-е годы.

Договор Кореи с США был подписан только в 1882 г. Американцы получили право арендовать землю, добывать природные ресурсы, нанимать корейских рабочих, была объявлена свобода религиозной пропаганды. Подобные договоры заключили в 1883 г. с Англией, в 1884 г. с Италией и Россией, в 1886 г. с Францией.

В Японии тем временем, продолжала происходить модернизация, реформы затрагивали самые разные сферы жизни. Активно происходил процесс разделения властей, формирование исполнительной и законодательной властей по европейскому образцу, выделение судебной власти. С 70-х гг началось изучение европейской политико-правовой системы, на её основе был принят ряд кодексов. В 1875 г. император объявил переход к конституционному строю. Государственные деятели нового аппарата создали олигархическую группу, определявшую курс развития страны. Первое поколение буржуазии стали называть «олигархи Мэйдзи». Они оставались у власти до 20-х г. ХХ века. Происходил процесс централизации страны. Вместо княжеств в стране появились префектуры, возглавляемые губернаторами. Изменилось сословное деление. Придворные и феодальная знать стали составлять высшее дворянство — кадзо-ку, их подданные стали дворянством — сидзоку, низшие самураи — соцу, остальное население — хэймин. Была создана единая регулярная армия, а войска княжеств были упразднены. Введена всеобщая воинская повинность, что лишило самураев привилегии выполнения воинских обязанностей. Введено обязательное начальное образование. Появился телеграф, учреждена почтовая служба, построены железные дороги. Всё это ускорило процесс централизации и контроль императора над страной. Была проведена земельная реформа, улучшившая положение крестьян. Введена единая налоговая система, которая вызвала выступления среди крестьян, в результате чего налоговые законы были несколько ослаблены.

Модернизация страны затрагивала жизненные интересы самураев и они стали постоянными участниками различных протестов. В середине 70-х годов произошла серия антиправительственных выступлений среди самураев, но они были подавлены регулярными войсками.

В 1874 г. было образовано Движение за свободу и народные права, ставившее своей целью ограничить абсолютную власть императора созданием представительных органов. Последовала некоторая борьба за введение парламентских методов правления, в результате чего стали образовываться политические партии, а император пообещал принять конституцию. Она была принята в 1889 г., а в 1890 г. начал свою работу парламент.

Китай теперь вынужден был существовать при нарастающем влиянии мирового капиталистического рынка. Ответом на эту ситуацию была политика «самоусиления». Китай избирательно заимствовал у Запада технические новинки. Осуществлялся перевод иностранных книг на китайский язык, стали издаваться газеты. Вторжение иностранного капитала в Китай вызвало переплетение двух типов экономики — традиционный, феодальный и новый, западный. Это привело к медленному, болезненному отмиранию феодализма. Китай всё больше включался в мировую экономику, став по сути источником сырья и рынком сбыта для Европы. Стабильным стал вывоз из страны чернорабочих — практически рабов.

Вместе с тем, Китай стал терять своё влияние на периферии империи. После потери позиций в Корее к этому прибавился спор с Францией о влиянии во Вьетнаме, начавшийся в 1882 г. Это положило начало Вьетнамскому кризису, переросшему в войну с Францией 1884-1885 гг. Война вызвала новую волну антииностранных и антимиссионерских  выступлений, бойкот французских товаров. Исход войны вновь решился не в пользу Китая, и стал началом формирования будущих китайских революционеров.

В целом, на востоке в это время происходило столкновение традиционалистского и капиталистического общества. Отжившие традиционалистские элементы, хоть и сопротивлялись, но уже не могли соревноваться с новыми капиталистическими механизмами. К концу XIX в. во всех странах появились своя буржуазия, фабричный пролетариат и новая интеллигенция.

В Корее, с приходом иностранного капитала стали развиваться торгово-денежные отношения. Это приводило к разорению мелких производителей и формированию буржуазии. Многие корейцы стали, как и в Китае, протестовать против засилья иностранцев, выступали за сохранение консервативных конфуцианских ценностей.

В правительстве Кореи была и небольшая группа реформаторов, выступавших за «самоусиление». Получившие образование в Японии студенты, где они изучали европейские науки, стали выступать за преобразование страны по образу европейских держав.

В 80-е годы начинается активизация народных движений против помещиков, сборщиков налогов, местных властей и иностранцев. В торговых портах население выступало против японских купцов. Набирает силу «Кэхва Ундон» — прогрессивное движение за реформы. Его сторонники призывали к открытию страны для контактов, прекращению вассальной зависимости от Китая, равенству сословий. Под влиянием иностранных сочинений они выработали собственную программу. Их идеалом стала Англия — конституционная монархия с парламентом.

Напряжение в обществе в итоге привело к восстанию. В Сеуле в 1882 г. его начали солдаты, которым выдавали испорченную еду. Они захватили арсенал с оружием и изгнали офицеров. К солдатам присоединялись городские бедняки и жители ближайших деревень. Восставшие захватили склады, подожгли японскую миссию, освободили заключённых из тюрьмы. Повстанцы стали представлять угрозу для дворца и правительство обратилось за помощью к Китаю. Совместными действиями китайские и корейские войска подавили восстание.

Япония использовала это восстание для укрепления своих позиций в Корее. Потребовав компенсацию за причинённые убытки она навязала Корее Инчхонский договор, по которому разрешалось держать в стране японские войска, а также расширялась территория открытых портов. Китай тоже воспользовался ситуацией: добился льгот для своих купцов в Корее и вынудил её стать своим вассалом.

В 1884 г. реформаторами был совершён государственный переворот и сформировано новое правительство. Было объявлено о социальных, административных, экономических и культурных реформах. При этом оговаривалось прекращение вассальной зависимости от Китая. Объявлялось равенство сословий, снижение земельных налогов, ликвидация долгов крестьян. Но с помощью цинских войск реформаторы вскоре были уничтожены. После этого Китай стремился установить в Корее диктаторский режим. Началось соперничество между Китаем и Японией за влияние в Корее. Япония развернула широкую экономическую экспансию, её товары наводнили корейский рынок, появлялись японские банки.

Экономическое положение Кореи в 80-90-е годы ухудшилось, стали сказываться последствия колониальной экспансии капиталистических стран. Назревал кризис традиционной социальной структуры, крестьяне почувствовали на себе усиление феодальной эксплуатации. Богатели те, кто был связан с японской торговлей, остальные слои населения беднели. Ситуацию усугубили неурожаи и последовавший за ними голод, при этом японские купцы продолжали вывозить из страны зерновые. Крестьяне бежали из деревень в Маньчжурию и Приморье. Корейские власти заключили с русским правительством соглашение о возвращении обратно корейских мигрантов. Среди бедноты, крестьян и мелких ремесленников стала распространяться вера в скорый конец света и гибель правящей династии, которая якобы должны была наступить через 500 лет после их воцарения, то есть в 1892 г.

В 1894 г. японская эскадра внезапно атаковала китайские корабли. Так началась японо-китайская война 1894-1895 гг. В ходе войны, модернизированная Японская армия легко побеждала сражения с китайцами и подходила к столице. Китай был вынужден пойти на очень невыгодные мирные условия, оговорённые в Симоносекском договоре. Была признана независимость Кореи, к Японии отходил остров Тайвань и ещё ряд территорий.

Война с Японией показала провал политики «самоусиления», Китай явно отставал в этом плане от Японии. Вместе с тем, результатом этой политики стала сформировавшаяся фабричная промышленность, первые железные дороги, пароходство, телеграф, новые учебные заведения и усвоение достижений западной общественной мысли.

Унизительные итоги войны вызвали обширное брожение умов в стране и бурю негодования.  На этой волне учёный Кан Ювэй создал теорию «Датун» («Великое Единение»). Она представляла собой идею утопического коммунизма с ликвидацией частной собственности и общественным производством. Он обосновывал необходимость новых реформ на примере Мэйдзи в Японии, реформ Петра I в России, Великой французской революции и опыте европейских стран. Его предложения отверг император, но они стали толчком для общественного движения за обновление и реформы. Движение создало организацию сторонников реформ «Цянсюхуэй» (Ассоциация усиления государства»). Его целью было возрождение могущественной конфуцианской империи. Однако в декабре 1895 г. богдохан запретил деятельность Ассоциации. Тем не менее сторонники движения уже распространились по провинциям и создавали там различные структуры реформаторского толка — общества, клубы, школы. Движение не было однородным, сочетало в себе правый и левый фланги.

В 90-х гг. активизировалась деятельность тайных обществ, которые хотели вызвать конфликт между династией Цин и иностранцами, чтобы свергнуть манчжурское правление. На той же волне формировался революционно-демократический лагерь. Его основателем был Сунь Ятсен, получивший образование в Европе. В 1894 г. им была создана организация «Синчжун-хуэй» («Союз возрождения Китая»). Сторонниками этой организации двигал ханьский национализм и желание выгнать из страны манчжуров и возродить Китай.

Эти два движения во многом различались. Сторонники Кань Ювэя выступали за легальные методы борьбы, пропаганду идей, превращения Китая в процветающую монархию. Их опорой были старая интеллигенция и бюрократия. Сторонники Сунь Ятсена выступали за свержение манчжурского режима, создание республиканского строя и демократического правительства. Их деятельность носила конспиративный, заговорщический характер, они вели подготовку восстания посредством тайных обществ. Их опорой были мелкобуржуазные слои общества и новая интеллигенция. Восстание готовилось в Гуанчжоу. Однако власти раскрыли и предотвратили готовившееся выступление.

В 1900 г. «Синчжун-хуэй» совместно с «Триадой» организовали новое восстание, которое подняло 20 тысяч человек. Однако через месяц из-за недостатка продовольствия оно потерпело поражение.

В начале 90-х в Корее среди народа вновь обретает популярность национальная религия тонхак. Тонхакские организации стали появляться повсеместно. Они призывали к всеобщему социальному равенству и отвергали конфуцианское учение о священности власти. Народное движение из приверженцев этой религии в 1893 г. охватило провинции Чолла и Чхунчхон, здесь формировались отряды сопротивления. Правительство посылало войска для подавления крестьянских отрядов, но к восставшим присоединялись всё новые районы. К маю 1894 г. было занято девять уездов, а также центр провинции Чолла. Восставшие заставили подписать правительственные войска соглашение из 12 пунктов. Оно содержало требование равенства всех слоёв общества, равного владения землёй, отмены или смягчения налогов, свободы проповеди тонхак и изгнание японцев из страны. Из всех требований, правительство выполнило лишь одно — формирование новой административной системы. На некоторое время в захваченной провинции было введено местное самоуправление из тонхакских ячеек.

Корейское правительство осознавало, что неспособно подавить восстание и попросило помощи у Китая. Китай ввёл свои войска, что было воспринято Японией как нарушение договоров, поэтому она тоже ввела войска и объявила войну Китаю. В результате Корея стала территорией войны двух держав и жертвой их соперничества за господство. В результате военных действий был разрушен ряд городов и множество деревень. Повстанцы в это время призывали к изгнанию из страны иностранцев и особенно японцев. Однако военная сила оказалась на стороне Японии и в апреле 1895 г. война закончилась её победой. Японские войска подавили и восстание тонхак. В результате Япония стала диктовать Корее свои условия. Была ликвидирована вассальная зависимость от Китая и создано новое прояпонское правительство. В стране стали возникать партизанские отряды для борьбы с японской оккупацией. Япония усилила военно-полицейский режим. Были изданы указы об изменении национальных корейских причёсок, о запрете курения трубок. Это ещё больше настроило народ против японцев. Ситуация в Корее стала беспокоить Россию, вследствие чего был заключён ряд русско-японских договоров, поделивших экономические сферы влияния. Япония, в свою очередь, стремилась не допустить экспансию России на Дальнем Востоке, поэтому стала сближаться с Великобританией.

В Корее в это время действовали многочисленные отряды, сражавшиеся против японской оккупации, в защиту национальных традиций и обычаев. Центром народной борьбы были южные провинции. На формирование национально-освободительного движения оказали огромное влияние труды выдающегося корейского мыслителя Чон Дасана, жившего в начале XIX века. Он считал, что прогресс в стране может наступить только путём просвещения народа, выступал против изоляции страны. Он осуждал богачей, считал, что все должны быть равны, а право на землю должен иметь тот, кто трудится на ней.

Развивалось и реформаторское движение, создавались просветительские организации, устраивались массовые митинги за независимость Кореи, распространялись идеи европейских гуманистов. Это вызывало реакцию властей, правительство стало запрещать реформаторские организации и оппозиционные митинги. Эти меры вызвали решительное народное сопротивление. В борьбе против правительства и засилья иностранцев формировалось национальное самосознание корейцев.

После заключения Симоносекского договора началось финансовое закабаление Китая империалистическими державами. Значительно вырос внешний долг страны, Огромные суммы ушли на выплату контрибуции Японии. В итоге внешний долг страны в четыре раза превысил ежегодный доход в казну. Китай стал ареной раздела сфер влияния для остальных стран. В 90-е гг. цинское правительство вынуждено было подписать ряд документов, разрешавших экспансию в большинство провинций. Это включало в себя строительство железных дорог, право на судоходство и разработку рудников. В результате в 1897-1898 гг. страну поделили на сферы влияния Англия, Россия, Франция и Германия. Эти страны всячески соперничали в Китае, чтобы урвать себе экономически наиболее выгодные территории.

В этих условиях правительство страны вновь вспомнило о политике «самоусиления». Необходимость реформ по западному образцу ощущалась сильнее и богдохан стал прислушиваться к идеям Кан Ю Вэя. 11 июня 1898 г. был издан указ о новом курсе государственной политики, названный позже «сто дней реформ». Последовал ряд указов, направленных на устранение ненужных бюрократическим институтов, совершенствование земледелия, промышленности, транспорта и торговли. Важное место место занимали просветительские меры, поощрялось изучение «западных наук», открытие частных школ. Началась реорганизация армии и обновление госаппарата. Однако реформы не нашли поддержку в обществе. Сопротивление феодальных традиционалистских масс не дало возможности воплотить эти реформы в жизнь. В итоге в сентябре 1898 г. Цыси осуществила государственный переворот, арестовала Цзяйтяня и ряд реформаторов. Был распущен «Союз защиты государства» и другие организации реформаторов.

Переворот вызвал реакцию в стране — откат назад. В результате засилья иностранных товаров, строительства железных дорог, развития пароходства, появления почты и телеграфа лишились работы и разорились несколько миллионов человек на севере Китая. Это были представители традиционных профессий — лодочники, возчики, носильщики и грузчики, погонщики, гонцы. В итоге на севере страны назревал социальный взрыв, направленный против иностранцев. Вновь обострились ксенофобные выступления, начались нападения на иностранцев.

В 1898 г. произошло крупное наводнение в долине Хуанхэ, в результате следующем году большинство провинций страдало от голода. В 1900 г. север Китая был поражён засухой, из-за которой началась эпидемия инфекционных болезней. Население винило в этих бедах иностранцев. Несколько тайных обществ в провинциях Шаньдунь и Чжили стали организаторами антииностранной борьбы. Главное общество носило название «Ихэцюань» — «Кулак во имя справедливости и мира», вместе эти общества назывались «Ихэтуань» — «Отряды справедливости и мира», участники соответственно именовались туань («отряды») и цюань («кулаки»). Они практиковали даосские упражнения, похожие на кулачный бой, из-за чего иностранцы называли их «боксёрами». Туани верили, что являются священными воинами, практиковали магию и поклонялись традиционным китайским божествам. Они считали, что даосская гимнастика, заклинания и амулеты делали их неуязвимыми для иностранных пуль и снарядов.  Это движение было крайне ксенофобным и представляло собой реакцию низов средневекового общества на иностранную экспансию. При этом они не выступали против правящей династии, считая, что во всех бедах виноваты исключительно иностранцы и их тлетворное влияние.

Ихэтуани

Ихэтуани

Выступление ихэтуаней началось весной 1898 г., их основным лозунгом был «Поддержим Цин, смерть иностранцам!». Они уничтожали иностранцев и всё ,что с было с ними связано — церкви, школы, библиотеки, железные дороги, телеграф, импортные товары, миссионеров и принявших христианство китайцев. Предателями они считали также реформаторов и деятелей «самоусиления». К 1900 г. их численность возросла до 100 тысяч. Эта ситуация обеспокоила иностранцев и они высадили крупный десант для борьбы с ними. Тем временем  цинское правительство решило использовать ихэтуаней в своих целях для борьбы с иностранцами. В июне правительство открыло для них Пекин, в результате чего начались массовые убийства и грабежи иностранцев. Ихэтуани стремились покарать каждого, кто хоть как-то был с связан с иностранцами. В городе было сожжено много зданий и перебиты почти все христиане. Императрица Цыси открыто пошла на союз в «туанями», а также объявила войну иностранным державам. В итоге объединённые силы Германии, России, Англии, США и Японии начали интервенцию, с целью уничтожить ихэтуаней. Уже в августе мятежники и цинские войска потерпели поражение. Интервенты вошли в Пекин, где устроили массовые грабежи и расстрелы. Цыси была вынуждена отказаться от поддержки туаней и объявила их врагами и виновниками всех бед. Теперь уничтожали всех, кто принадлежал к их тайным обществам.

В начале 1900 г. ихэтуани появились на севере Кореи. Их борьба против иностранцев совпала со взглядами корейских партизан, результатом чего стали совместные действия. Эта борьбы сплотила людей разных взглядов и сословий, изгнание иностранцев стало национальной идеей корейского народа.

В октябре 1900 года Китай вновь пошёл на невыгодное для себя перемирие с иностранными державами. Вновь нужно было выплатить огромную контрибуцию, а также ещё больше упростить пребывание иностранцев в стране. Китай обязался наказывать смертной казнью за антииностранные выступления и убрать все препятствия для иностранного капитала на внутреннем рынке. В результате движение Ихэтуань, явившись агонией консервативных слоёв общества, только ускорило колониальное закабаление страны.

Сыграв главную роль в подавлении восстания ихэтуаней, Япония, как и западные страны, получила возможность влиять на положение дел Китая, а также получила значительную долю контрибуции.

Поделись с друзьями!

Комментарии:

  1. дима:

    Спасибо большое, очень понравилась статья.
    Написал неплохой доклад про Китай в 19в. благодаря вам)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите лису: