Язык

Разделение труда и социализм

Данная заметка вкратце рассказывает нам о предпосылках государства и капитализма, то есть о появлении классов. Также в общих чертах рассмотрены частые вопросы критиков ликвидации разделения труда и то, почему сторонники социалистической экономики выступают за эту ликвидацию.

Разделение труда, социализм, анархизм

Разделение труда и социализм

Социалисты стремятся к построению свободного бесклассового общества путем отмены частной собственности и государственной власти. Но оппоненты социализма и просто интересующиеся социализмом люди ставят вопрос о том, как уничтожить причины и предпосылки существующих отношений, ведь они возникли не на пустом месте. Значит, для достижения социализма их следует вырвать с корнем, чтобы они не могли возродиться вновь.

Какова же была непосредственная причина появления государства и классов? Безусловно, это возникновение разделения труда на организаторский и исполнительский, квалифицированный и неквалифицированный, умственный и физический. Сначала люди только специализировали труд, занявшись разными профессиями, но постепенно каждый отдельный человек оказался привязан к определенной деятельности, не имея реальной возможности выходить за её рамки, поскольку от этого стало зависеть его выживание.

Когда один человек занимается только управлением, а другой только исполнением чужих указаний, это создает систему принятия решений первым человека за последнего, а значит и систему присвоения результатов чужого труда. Получается, что первый обладает властью и собственностью, а второй их лишен и оказывается в полной зависимости от первого. Именно поэтому разделение труда на управленческий и исполнительный создает авторитаризм и эксплуатацию,  государство и частную собственность.

С этим, кажется, все ясно. Но почему социализм требует уничтожения привязки людей к умственному и физическому, квалифицированному и неквалифицированному труду?

Дело в том, что занятие исключительно физическим или неквалифицированным трудом не позволяет человеку принимать полноценное участие в управлении политическими делами и производством, лишает его должного уровня знаний, препятствует развитию личности, отупляет, не дает возможности быть настоящим хозяином своей жизни. А это, опять-таки, ведет к разделению труда на организаторский и исполнительский, следовательно – к появлению государства и классов.

Как уничтожить разделение труда? Это произойдет, когда каждый человек будет заниматься как организаторским, так и исполнительским трудом, как квалифицированным, так и неквалифицированным, как физическим, так и умственным, и не будет пожизненно привязан к одной из сфер труда, не будет ограничен ею.

Какие практические мероприятия предусматривает социализм для достижения данной цели?

Современный уровень развития производительных сил позволяет сократить рабочий день на несколько часов. Тогда люди получат свободное время не только для отдыха, но и для получения высшего образования, которое должно стать всеобщим, подобно школьному образованию. Таким образом, все люди смогут получить знания в различных областях. Знания, необходимые для квалифицированного, умственного и организаторского труда.

Существуют возражения против ликвидации разделения труда. Рассмотрим основные из них.

Во-первых, говорят, что выполнение человеком физической и неквалифицированной работы катастрофически подрывает качество его умственного и квалифицированного труда. Но сама повседневная жизнь опровергает это утверждение. Большинство работников умственного и квалифицированного труда и так сегодня в быту регулярно занимаются физическим и неквалифицированным трудом: уборкой жилища, ведением домашнего хозяйства. Это не мешает им, однако, заниматься умственной и квалифицированной работой в другое время. И если бы это даже это им мешало, то не было бы причиной для снабжения людьми-прислужниками каждого из этих людей-специалистов.

Тем более, что для социализма важнейшей целью является построение бесклассового общества, счастье каждого человека, а не удобство отдельно взятых людей за счет других. Исходя из этого, ничто не может помешать каждому человеку заниматься физическим и неквалифицированным трудом не только у себя дома, но и во благо всего общества.

Во-вторых, рассказывают, что не все люди имеют одинаковые врожденные способности, а потому один человек якобы является “прирожденным управленцем”, тогда как другой – “прирожденным исполнителем”, один может заниматься квалифицированным трудом, а другой нет.

Это антинаучное утверждение разбивается самыми простыми статистическими данными в области оценки способностей человека к квалифицированному, умственному и управленческому труду, которому, как известно, люди обучаются в высших учебных заведениях.Рассмотрим для примера статистику из США. Средний IQ американца составляет 100, а у выпускников американских ВУЗов средний показатель равняется 115. При этом следует заметить, что разница в 15 единиц не только сама по себе мала, но также во многом обусловлена разным уровнем образования, а не исключительно разными способностями. То есть, между обществом в целом и его квалифицированной частью нет существенных различий в интеллектуальных способностях, которые позволяли бы говорить о том, что сколько-нибудь значительная часть общества неспособна овладеть высокой квалификацией и выполнять умственную и управленческую работу. Такие опасения можно отнести разве что к слабоумным людям. Но их во всем мире насчитывается на более чем 2% населения, т.е. ничтожное меньшинство. Значит, почти все люди, практически в любом обществе обладают приблизительно равными способностями для того, что бы заниматься управленческим, квалифицированным и умственным трудом.

И, наконец, третье возражение состоит в том, что многие люди якобы “не хотят” заниматься умственным, квалифицированным и управленческим трудом, а объяснение этих “желаний” опять сводится к “прирожденным качествам”.

Вопрос о “врожденных способностях” уже разобран выше. А чем еще, кроме наследственности, обусловлена разница в сознании разных людей, в том числе в их желаниях и стремлениях? Это, конечно же, воспитание человека и среда, в которой он развивается и живет. От чего, в свою очередь, зависят эти факторы? Очевидно, что они зависят от социальных условий, формируемых общественными отношениями и, прежде всего, производственными отношениями.

Допустим, погоня за прибылью, толкает капиталистов к тому, чтобы спаивать людей, используя все виды власти над обществом, то есть, оказывая влияние на социальную среду и воспитание людей, на формирование человеческого сознания. Можно ли сказать, что пьющие люди “сами этого хотят” и ни при каких иных обстоятельствах они “не способны” вести здоровый образ жизни? Суть подобных рассуждений сводится к непониманию того, что бытие человека в значительной мере определяет его сознание. В зависимости от условий существования человек может стать трезвенником, а может стать алкоголиком, он может иметь стремление к умственному, квалифицированному и организаторскому труду, а может и не иметь его. Причины в тех же социальных условиях, чаще всего не зависящих от отдельного человека.

В конце концов, можно обратиться к господствующей в обществе этике, определяющей что такое “хорошо”, а что такое “плохо”, к чему следует стремиться, а к чему нет. Общественная этика также прямо зависит от производственных и политических отношений. Поэтому социализм требует коренного переустройства всех общественных отношений, а вместе с ними и человеческого сознания.

Иван Стаднюк

Источник

Поделись с друзьями!

Комментарии:

  1. Антонин:

    Именно по этой причине образованные люди опасны для государства.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите лису: