Язык

Мария Корн / Маркс, Бакунин и война (окончание)

Продолжение статьи анархистки Марии Корн (Гольдсмит) о взглядах двух основных направлений революционной мысли XIX столетия: анархизма и марксизма. Во второй части автор разбирает позицию Михаила Александровича Бакунина. Отец русского анархизма говорит о необходимости «спасения Франции», путем народного восстания. «Нужно свергнуть внутренних пруссаков, чтобы затем спокойно и с уверенностью идти против пруссаков внешних» — пишет он. Как приложение идет критика взглядов автора статьи и взглядов так называемых «социал-патриотов», от имени редакции газеты «Голос труда», в которой была опубликована данная статья.

183Бакунин не собирался завоевывать силой французского оружия победу тому «прудоновскому» социализму, который так хотел уничтожить Маркс; но защиту Франции от прусских войск он считал необходимой, даже несмотря на то, что непосредственно война была вызвана Наполеоном, а не Бисмарком, и что большинство французских социалистов до свержения Наполеона относились более или менее равнодушно к немецким победам. Они стали настаивать на «войне до конца» лишь после 4-го сентября, и тогда же к ним присоединился и весь федералистский Интернационал.¹ Но Бакунин еще 23-го августа, т.е. при империи, писал Ришару в Лион, что французское правительство обманывает и продает Францию, что оно погубит ее и спасти ее существование может только восставший народ. «Париж и Франция могут быть спасены только громадным народным восстанием. Пусть повсюду народ возьмется за оружие, пусть организуется сам и начнет против немецких завоевателей истребительную войну, войну на ножах… Нужно свергнуть внутренних пруссаков, чтобы затем спокойно и с уверенностью идти против пруссаков внешних. Патриотическое движение 1792 года – ничто в сравнении с тем, которое вы должны поднять теперь, если вы хотите спасти Францию от рабства на 50 лет, от нищеты и разорения, от иноземного нашествия и уничтожения». «Обычные средства, регулярная армия не может спасти Францию; ее спасение только в народном восстании», пишет он в первом из своих «Писем к французу». Этот призыв к революции на патриотической почве, к устранению правительства с целью перехода в руки народа защиты страны, характерен не для одного Бакунина, а и для всего революционного движения того времени во Франции; эта тенденция видна и в Коммуне.

В тех же «Письмах к французу» Бакунин объясняет почему он, интернационалист, призывает к войне.

«О, если бы во Францию вступила армия пролетариев – немцев, англичан, бельгийцев, испанцев, итальянцев – высоко несущая знамя революционного социализма и возвещающая миру окончательное освобождение труда и пролетариата, я бы первый крикнул рабочим Франции: «раскройте им свои объятия, это – наши братья, соединитесь с ними, чтобы уничтожить гнилые остатки буржуазного мира!». Но то нашествие, которое теперь поразит Францию, — не нашествие демократическое и социальное, а нашествие аристократическое, монархическое и военное. Те пятьсот или шестьсот тысяч немецких солдат, которые в настоящую минуту душат Францию – рабы деспота, полного сознанием своего божественного права; ими управляют, командуют, как автоматами, офицеры и генералы, вышедшие из самой высокомерной аристократии в мире; они – спросите у ваших братьев, немецких рабочих – самые ожесточенные враги пролетариата. Если бы французские рабочие встретили их мирно, если бы они отнеслись индифферентно к этому нашествию немецкого деспотизма, аристократизма и милитаризма на французскую землю, они изменили бы не только своему собственному достоинству, своей собственной свободе, своему собственному благосостоянию,  и всем надеждам на лучшее будущее; они изменили бы и делу пролетариата всего мира, святому делу революционного социализма». Этот последний повелевает им, в интересах рабочих всех стран, уничтожить озверелые банды немецкого деспотизма – так же, как они сами уничтожали вооруженные банды деспотизма французского, истребить всех до последнего солдат прусского короля и Бисмарка, так чтобы ни один из них не ушел живым или вооруженным из французской земли». ² Дальше Бакунин говорит о том, что может быть своим пассивным отношением рабочие хотят отомстить буржуазии? Но они уже отомстили таким образом за июньские дни тем, что приняли без сопротивления наполеоновский переворот в декабре 1852 года – и поплатились за это двадцатью годами угнетения. «Мстить всегда на самом себе и в пользу тех самых людей, которым собираешься отомстить, не кажется мне особенно остроумным, и вот почему я не могу верить рассказам немецких корреспондентов (писавших, что французские рабочие мирятся с победой Пруссии). Неужели умные парижские рабочие не знают, что окончательная победа пруссаков означала бы гораздо большие нищету и рабство французского пролетариата, чем унижение и разорение французской буржуазии?». И Бакунин доказывает, что буржуазия всегда устроит свои дела, особенно на почве усилившейся нужды в рабочем классе, тогда как пролетариат долго не избавится от ига. Но он надеется, что рабочие сбросят с себя апатию, возьмутся за оружие (оружие, которого не хочет дать им правительство) или скорее погребут себя под развалинами Парижа, чем впустят в свою столицу немецкого императора». ³

А немного позже Бакунин пишет:

«Я уверен, что поражение и порабощение Франции и торжество подчиненной Пруссии Германии погрузило бы всю Европу в мрак, нищету и рабство прошлых веков. Я настолько убежден в этом, что считаю, что в настоящую минуту – священный долг каждого человека, любящего свободу и стремящегося к торжеству гуманности над зверством, прийти – кто бы он ни был, англичанин, испанец, итальянец, поляк, русский, или даже немец – и принять участие в демократической борьбе французского народа против немецкого деспотизма».⁴

Этими мыслями проникнуты все писания Бакунина, относящиеся ко времени войны 1870 г. Везде он призывает рабочих Франции к участию в войне, во имя борьбы с угнетением, как Маркс призывает их наоборот, к равнодушному отношению к ней во имя [чисто-классовой политики]. Анархизм и социал-демократия у своей колыбели ясно противопоставляются друг другу…

Теперь, через 44 года, перед нами встают те же вопросы. И потому с таким интересом читается теперь то, что написали в то время представители обоих лагерей социализма, с такою страстью ведутся до сих пор споры об этом историческом прошлом. И как все это, до мелочей, современно! Слова Бакунина о мести буржуазии на собственной спине – точно ответ на прокламацию Домелы Ньювенгейса, напечатанную в одном из номеров «Г.Т.», а вся его аргументация точно составлена ввиду той позиции, которую заняло в наше время большинство русских товарищей. Взаимное положение партий теперь изменилось. Социал-демократы переместились вправо, в сторону империализма; многие анархисты тоже переместились (вправо или влево?), в сторону чисто-экономического взгляда на рабочую борьбу. Прогресс это, или регресс – я сейчас разбирать не стану, но как бы мы не относились к прошлому нашего движения, знать его мы во всяком случае должны. Вот почему я отсановилась на взглядах Бакунина несколько дольше, чем этого требовало простое изложение новой книжки Дж.Гильома.

Прим.ред. Поместивши в «Г.Т.» статью т. М.Корн, мы считаем нужным оговорить, что безусловно отрицательно относимся ко всей той кампании, которую предприняла, основываясь на брошюре Дж.Гильома, «Батай Сендикалист», с целью доказать, что Карл Маркс был пангерманистом. Несмотря на некоторые оговорки, т. М.Корн в общем всецело поддерживает  эту точку зрения французских социал-националистов. Заметим прежде всего, что и все прочие обвинители вынуждены признать, что в своих официальных выступлениях во время войны Маркс выдерживал интернационалистическую позицию.

Что же касается частной переписки Маркса с Энгельсом, то он, несомненно представляет большой интерес с исторической точки зрения. Но когда к этой переписке походят, как это делают французские социал-патриоты, со специальной целью – оправдать свою националистическую, антинемецкую позицию путем «доказательств», что «немецкий» социализм с самого начала был пропитан империализмом, то революционные интернационалисты, не могут, конечно, сочувственно отнестись к подобным историческим «исследованиям».

Т-щ М.Корн в своей статье не ограничивается поддержкой этой кампании французских социал-националистов против Карла Маркса. В своем стремлении оправдать позицию французских социалистов и синдикалистов, она пытается доказать, что если империализм В.Гейне  и Зюдекумов берет свое начало от Маркса, то Жуо и Ш.Альберы в своем социал-патриотизме являются верными последователями Бакунина. Но т. М.Корн достигает тут прямо противоположных результатов. Достаточно указать на приведенную ей цитату из письма Бакунина к Ришару, в котором Бакунин говорит, что спасти Францию можно только путем «громадного народного восстания»… «Нужно свергнуть внутренних пруссаков, чтобы затем спокойно и с уверенностью идти против пруссаков внешних».

Письмо это, правда, было написано за две недели до свержения империи. Но кто хоть немного знаком с воззрениями Бакунина, не усомнится, что под «внутренними пруссаками» Бакунин подразумевал не только Наполеона III с его бандой, но и всю французскую буржуазию. Исход, предлагавшийся Бакуниным, не имеет, очевидно, ничего общего с нынешней позицией французских социал-патриотов. При всей своей ненависти к бисмарковской Германии, Бакунин ни на минуту не забывал о «внутренних пруссаках», не призывал к «национальному единению», в смысле объединения рабочих с буржуазией, а наоборот словом и делом призывал к народному восстанию.

Прежде всего свержение внутреннего деспотизма, а потом уже война освободившегося революционного народа с внешним врагом, вторгшимся в пределы территории, над которой развивается революционное знамя – такова была точка зрения Бакунина, и такова и теперь точка зрения революционных интернационалистов.

Примечания:

¹ См. воззвание помещенное в швейцарской газете «Солидарита» и приведенное в большом труде Дж.Гильома об истории интернационала «L’Internationale : documents et souvenirs», v.II, p.81. Там же и письма Бакунина.

² «Lettres a un Francais», т.II франц. изд., стр. 257-258.

³ Там же, стр. 262

⁴ Рукопись без заглавия, написанная в Марселе и напечатанная в т. IV франц. Изд. Сочинений Бакунина, стр. 153.

Источник: Голос труда. 1915. №42. С. 2.

Поделись с друзьями!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите лису: