Язык

Лев Троцкий как русский националист

Вчера, 21 августа исполнилось 72 года со дня смерти Льва Давидовича Троцкого. Все знают о его выдающейся роли в истории русского социалистического движения. Но мало кто осведомлен о его отношениях с русским национализмом и уж тем более почти никто не знает, что главным теоретиком и вождем русского национал-большевизма был именно Троцкий.

Троцкий, Лев Давидович, троцкизм, национализм

Лев Троцкий как русский националист

Самая малая претензия, которую можно и нужно выдвинуть как национал-большевизму в целом, так и эталонным национализму и большевизму по отдельности – это их связь с идеей построения государства, то ли «национального», то ли «пролетарского», что на практике всегда выливается в построение государства буржуазного. На этом, казалось бы, можно было остановиться и отбросить всякий интерес к национал-большевизму. Однако так поступать нельзя в силу двух причин.

Первая причина состоит в том, что успех в распространении наиболее революционных идей обусловлен общим идеологическим фоном в обществе, и чем ближе он находится к данным идеям, тем проще вкладывать последние в умы как можно большего количества людей. Говоря примерами, в социуме, где господствуют ультраправые идеи, намного сложнее распространить идеи ультралевые, чем в обществе, где доминируют различные центристские воззрения. Это значит, что чем более революционным и прогрессивным во всех отношениях будет национал-большевизм, чем более он будет улучшать расклад политических сил в обществе, тем легче будут продвигаться подлинные антиавторитарные идеи, в том числе и для того, что бы обращать в них сторонников национал-большевизма.

Вторая причина – это то, что самая большая претензия, которую можно выдвинуть к национал-большевизму может быть когда-нибудь снята. Претензия эта состоит в том, что национал-большевизм отождествляется, прежде всего, с политикой сталинизма и связанными с ним ультраправыми веяниями, такими как деспотический цезаризм во внутренней политике, русский имперский шовинизм в национальных отношениях, изоляционизм во внешней политике («социализм в отдельно взятой стране»), псевдосоциалистический капитализм в экономическом устройстве и т.д. Однако троцкизм с его идеями достижения демократии, национального равенства и свободы, мировой революции и стремлением к перманентному социалистическому перевороту (что выражалось, в том числе, в отказе признавать застойную систему СССР социалистической), оказывается чист от ультрареакционных наслоений, присущих сталинизму. Так, вместо сталинского реакционного национал-большевизма, мог бы возникнуть революционный троцкистский национал-большевизм.

И если бы ниша национал-большевизма была занята именно троцкистскими идеями, то это был бы огромный шаг вперед не только для национал-большевизма, но и для антиавторитарных социалистов. Ведь троцкизм исторически является их ситуативным союзником, колеблясь в теоретическом отношении между авторитарным и неавторитарным социализмом, таким образом, троцкизм может быть определенным «мостиком» для постепенного перехода первых на сторону последних.

Изучение идей и жизни Льва Давидовича дает нам все основания утверждать, что троцкистский национал-большевизм не только имеет право на жизнь, но также является единственно верным, истинным и оригинальным национал-большевизмом. Неслучайно же выдающийся исследователь национал-большевизма Михаил Аругский подчеркивает, что «национал-большевизм был детищем Троцкого», ведь не Сталин, а именно Троцкий «был истинным предтечей национал-большевизма внутри партии».

Обратимся же к биографии Троцкого. Начнем с его национальной принадлежности. Как известно, национальность определяется такими факторами как самоидентификация и культура данного человека, а не иллюзорным «происхождением», которое никогда не было и не является реальным элементом этнической идентичности. Ведь ни у кого не возникает сомнений в том, что русскими являются Пушкин, несмотря на его эфиопское происхождение, Некрасов и Циолковский – польское, Герцен – немецкое, Даль – датское, Айвазовский – армянское, Ахматова – татарское, Брюллов – французское происхождение и так далее.

Кем же был по национальности Троцкий? Исраэль Шамир в своих исследованиях дает однозначный ответ на этот вопрос – Лев Давидович был русским. Ведь Троцкий, безусловно, был атеистом, а не иудеем, зато был человеком русской культуры и называл себя русским. В том числе Шамир упоминает, как «Троцкий гордился тем, что его считали русским, не говорил на идиш и отказывался помогать евреям, просившим о помощи», а среди прочего «он с восторгом рассказывал, что простые солдаты считали его русским, а Ленина — евреем».

Но самое главное, что Лев Троцкий стал одним из главных деятелей русского революционного национализма, ведь именно он создал и возглавил в красной России забытое сегодня явление революционного национал-большевизма. Предоставим слово Михаилу Агурскому:

Троцкий развивает концепцию национального характера большевистской революции, зависимую как от скифов, так позднее и от сменовеховцев. Но она отличается от скифского противопоставления русского национального характера западному, которое повторял Луначарский. Троцкий считал, что русский характер заново выковывается в процессе революции. Он пытается найти оправдание своей точки зрения в марксизме, чего Луначарский даже не попытался сделать. «В динамике, — утверждает Троцкий, — национальное совпадает с классовым». Это означает, что по крайней мере в процессе революции единственным носителем русского национального начала оказывается рабочий класс. С другой стороны, Троцкий признает, что революция вытекает из национальной стихии, но для него это не значит, как для скифов, что в революции жизненно только то, что национально. «Октябрьская революция глубоко национальна, — провозглашает Троцкий, — но это не только стихия, это также и академия нации». Это означает, что национальный характер русских должен меняться в ходе революции. В любом случае для Троцкого несомненно, что в революции совершаются процессы, в разных точках соприкасающиеся с национализмом. Большевизм для Троцкого национальнее монархизма, и с этой точки зрения Буденный национальнее Врангеля.

Сравнивая Октябрьскую революцию с реформами Петра Первого, Троцкий восклицал: «Варвар Петр был национальнее всего бородатого и разузоренного прошлого».

Вчерашние контрреволюционеры, реакционные националисты, под влиянием революционно-националистических идей Троцкого переходили на сторону красных. Карл Радек отмечал, что одна из самых великих заслуг Троцкого состоит в том, что он «сумел людям, пришедшим к нам по принуждению из вражеского лагеря, внушить убеждение, что советское правительство борется за благо русского народа».

Однако левый национал-большевизм Троцкого отличался не только заявлениями о благе русского народа, но и соответствующим внутренним содержанием. До изгнания из СССР он требовал сохранения демократии внутри партии, сопротивляясь закреплению единоличной сталинской диктатуры, а в эмиграции Троцкий выдвинул идею введения демократии в рамках всей страны, формирования органов власти народом, что делает его сторонником хотя и не прямой демократии, но, во всяком случае, республиканского, демократического национализма. Также Троцкий выступал в эмиграции за независимость Украины и других нерусских республик, желающих отделиться от Москвы, став, таким образом, сторонником освободительного национализма и противником национализма империалистического, политику которого проводил Сталин. Стремление к мировой революции и строительству социализма вместо «рабочего государства с бюрократическим извращением» (как определил систему СССР Ленин), тоже демонстрирует нам желание Троцкого привести русский народ к реальной, а не мнимой социальной свободе, делает его представителем не буржуазного, а социалистического национализма.

Агурский отмечает, что и

«Ленина Троцкий представляет как высший пример русского национального характера. Чтобы вести такую революцию, беспрецедентную в истории народов, доказывает Троцкий, Ленину было необходимо иметь неразрывные связи с основными силами народной жизни, что должно было исходить из глубинных корней русского народа. В отличие от Луначарского Троцкий так характеризовал русские национальные черты Ленина, свойственные, по его словам, всему русскому рабочему классу: отсутствие привычной рутины, конформизма и соглашательства, решительность в мышлении, дерзание. Он не противопоставлял эти черты Западу, как это делал Луначарский, замечая, однако, что Ленин не только внешне напоминал русского крестьянина, но даже его психология во многом была крестьянской»

Однако в отличие от Ленина, который писал о слиянии наций при социализме, Троцкий утверждал, что «нация – активный и постоянный фактор человеческой культуры. А при социалистическом строе нация, освобожденная от пут политической и экономической зависимости, будет призвана играть фундаментальную роль в историческом развитии». Из этой цитаты видно, что поддержка революционного национализма была для Льва Давидовича делом теоретического принципа, а не какой-то тактической увертки, как мог бы кто-то подумать.

Разумеется, Троцкий был человеком своей эпохи, то есть эпохи русской буржуазной революции, которой были постепенно поглощены и достижения Великого Октября. Этим обусловлены все ошибки и недочеты Троцкого, которых можно найти у него предостаточно. Но это не отменяет того, факта, что русский национал-большевик Троцкий может занять почетное место в списке наиболее выдающихся представителей революционного национализма в истории, таких как Марат и Сен-Жюст или Бабёф и Бланки.

Автор: Spirit of 1917

Троцкий на марке — в косоворотке и лаптях на пашне выступает в качестве сеятеля самолётов. Эта марка была выпущена для сбора средств на ОДВФ — Общество Друзей Воздушного Флота (в дальнейшем – Осоавиахим) , создателем и почётным главой которого был Троцкий Выпушены между 1924 и маем 1925.

Поделись с друзьями!

Комментарии:

  1. М.:

    Че вы такое интересное публикуете)) Троцкий поддерживл русских национал-большевиков. сторонников русскйо империи. он продвигал в Красной Армии имперцев-0сеновеховцев. которые бьыли не столько сторонниками жесткого централизованного государства в России. но и подчинения ему всех неароджов. Если уж говорить о окололибертарный национаьных течениях большевизма. то это некоторые национал-коммунисты. сторонники вольных советов и в какой-то мере Султан-Галиев и его последователи.ю он был близко к рабочей оппозиции. А Троцкий с его нацимонал-большевизмом был как раз сторонником жестко централизованнйо русскйо империи

    сменовеховщина- это имперская идеия. близкая троцкому
    русская имперская идея

    я понимаю. что у вас агурского наверное никто не читал. но у автора заметки совсем крыша не на месте

    • 1917:

      крыша не на месте у того кто написал эту хуйню. троцкий разделял национальную сущность коммунистической революции в россии (о чем собственно статья) и сменовеховскую идею (правых патриотов — сторонников советской власти). есть цитата где он четко отделяет их от коммунизма. так вот статья о национальном коммунизме троцкого, а не о советском патриотизме сменовеховцев. это разные вещи. троцкий последних не «поддерживал», а только использовал. его же собственные идеи были национальными совсем не в другом смысле чем у сменовеховцев.

      про султана-гелиева будет отдельная статья. никто не и спорит что он намного лучше троцкого. но это статья про троцкого а не султан-гелиева.
      сменовеховщина — это имперская идеия, но националистическая идея троцкого это НЕ сменовеховство и даже не скифство. агурский об этом четко пишет, и в цитатах его в статье это четко указано, что у трокого была своя русская идея, отдельная от сменовеховцев

  2. Круто! Доказывать «русскость» Троцкого, ссылаясь на СИОНИСТА Агурского! ))
    Заврались уже до полного неприличия…

  3. Исаак_Полоницкий:

    Блин, лучше бы я этого не читал.
    Правый Троцкий- худшее, что я мог подумать.
    » В динамике классовое совпадает с национальным » и нации после революции- реально худшее, что бы Троцкий мог сказать.
    Надеюсь, что это ложь.

  4. Жирный Дворф:

    «нация – активный и постоянный фактор человеческой культуры. А при социалистическом строе нация, освобожденная от пут политической и экономической зависимости, будет призвана играть фундаментальную роль в историческом развитии»
    Ни разу не встречал у Троцкого этой цитаты. Не подскажете откуда взято?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите лису: