Язык

Фильм

Наши матери, наши отцы

Ссылки на скачку (Torrent): 1 серия, 2 серия, 3 серия.

Наши матери, наши отцы

Война — это не бои и сражения. Война — это ожидание…

К очередной годовщине победы над нацистами в Германии вышел трехсерийный фильм «Наши матери, наши отцы». Фильм вызвал бурю эмоций у российской публики. Точнее не совсем так… Официально фильм не был переведен и не показывался, а потому его мало кто смотрел, но зато многие слышали благодаря нескольким передачам на телевидении. На них спорили люди, похоже не смотревшие сам фильм, а лишь прочитавшие о нем.

О чем этот фильм? Он рассказывает о судьбе пяти друзей. Обычные молодые люди, живущие в нацистской Германии. Перед началом войны они собираются в кафе, чтобы проводить троих из них на фронт — двух братьев (офицера Вермахта и рядового) и девушку-медсестру из «Союза немецких женщин«. Оставшиеся двое — еврей и немка, мечтающая стать певицей. Такие разные, но все же друзья с детства они веселятся, слушают свинг. С самого начала фильма заметно, что люди не демонизируются, как это обычно делается в фильмах на подобную тематику — они с упоением говорят о Рейхе, готовы идти в бой, но сами еще не понимают за что.

Молодые и наивные

В трех полуторачасовых сериях фильма показывается история каждого персонажа — то, куда их забросила война и как повлияла на их мировоззрение. Больше всего мне запомнилась эволюция младшего брата Фридхельма (справа снизу), который пришел на войну пацифистом, но постепенно полностью изменился. Рассказывать содержание фильма не имеет смысла, его нужно посмотреть самому и осознать то, что войну начали одержимые, а вели обычные люди — точно так же, как это было и с другой стороны.

Командир польского партизанского отряда

Критика

Как уже говорилось выше, сериал вызвал шквал негодования у патриотично-настроенных граждан, которые привыкли мыслить клише, а всякие попытки инакомыслия вызывают истерику. На кинопоиске много положительных рецензий, но есть и отрицательные. Положительные рассматривать нет смысла, а вот часть критики посмотреть очень даже интересно.

1. Жутко задело то, как показали польских партизан из армии Крайова и украинцев (сам я украинец). Не буду спорить, украинцы посчитали приход фашистов, как освобождение от комунизма, была сформирована отдельная дивизия СС «Галиция», солдаты УПА громили как немцев, так и русских, но, помилуйте, это же полнейший бред показывать украинцев верными приспешниками фашизма, которые с «жовто-блакитними» повязками на плечах убивают своих же советских соотечественников — женщин и детей.

Что касается поляков, то мне за них даже больше обидно, чем за украинцев. В картине абсолютно игнорируются факты помощи поляков евреям. Более того, они показаны как убежденные антисемиты, которые «чуют еврея по запаху» и «топят их как котят».

В фильме показан лишь фрагмент с украинскими полицаями. Но не утверждается, что украинцы не боролись с немцами. Поляки показаны в фильме на примере АК (Армия Крайова), которые как пишет человек «убежденные антисемиты». Но если почитать статью по ссылке, то можно понять, что в АК были факты помощи еврейскому населению, но тем не менее нормой было и уничтожение евреев. По некоторым данным в результате действий АК и подчиненных ей сил погибло примерно столько же евреев, скрывавшихся в лесах, сколько от рук нацистов1. Кстати, АК также успели принять участие в борьбе и с УПА, о которых пишет автор резензии. Так что, в фильме показан далеко не самый худший вариант для героя фильма, попавшего к польским партизанам.

Польские партизаны из АК

Историчность ленты вылетает в трубу уже после того, как из МП-40 с ёмкостью магазина 32 патрона бравый нацист делает выстрелов 50(!) разом. Апофеозом же этого маразма становится локальное наступление наших частей с поддержкой артиллерии, которые преследуют одинокого немца, навьюченного горячим обедом и бегущего к своим.

То, чего в фильме, по мнению некоторых критиков, не было

Есть и подобные придирки. Только таких критиков это мало бы интересовало, если бы фильм показывал все в том свете, который нравится им. Конечно можно сказать, что существовала модификация MP 40-II с двойным магазином на 64 патрона, но вряд ли это тот случай, так что опустим это как обычное для «боевиков» приукрашивание ради зрелищности.

Однозначное — ужас! Как можно показывать этих, простите за выражение,«нелюдей» героями и освободителями? Дело в том, что немцы, наверное, чувствуют вину за содеянное и данный «фильм» может очистить их репутацию. Странно, что в «фильме» показывается все благородство солдатов вермахта, как они не хотят расстреливать пленных и т. д. и т. п. Но не показывается то, как они жгли сотни тысяч деревень и городов, убивали женщин и детей, занимались мародерством. И не понимаю одного, как можно писать положительный отзыв на такую ложь? Как можно ставить положительный отзыв такому… аррр, слов просто нет!

А ведь многими людьми по началу нацистские войска и были восприняты как освободители. Рецензор пишет, что в фильме солдаты Вермахта показаны благородно. Досмотрел ли он его? Благородно то, как они пускали мирных жителей на минное поле? Или расстреливали пленных, в том числе мирных жителей? Благородно мочились в штаны и сдавались в плен? В фильме они показаны как раз с разных сторон. Ложь это думать, что все солдаты в едином порыве шли, убивая и насилуя все на своем пути.

Немецкий антисемитизм создатели фильма старательно прячут в тени восточноевропейского. Если украинцы сгоняют евреев в машины перед отправкой в лагеря смерти, то поляки признаются, что сразу «топят евреев как котят» а еще оставляют умирать в запертых вагонах. Евреи даже хуже «грязных большевистских русских» слышит зритель от одного из партизан. При этом в фильме только один немец (причем явный садист) Майор СД убивает еврейскую девочку (к ярости и негодованию обоих братьев главных героев).

Как уже было сказано выше, прикрывать, собственно, ничего и не нужно. Историю нужно признавать такой, какой она была, а не такой, где одни становятся демонами, а другими спасителями.

Главным же минусом для меня в этой картине является то, что авторы слишком явно пытаются показать, что хотя немцы и совершали преступления (захватывали чужие, такие живописные поля, убивали пленных, выдавали евреев, активно сотрудничали с Гестапо, казнили партизан и заложников), но при этом делали это как-то даже нехотя, через рефлексию и внутренний слом, через душевные терзания или даже слезы. Увы, это неправда.

Сложно представить, что за 12 лет правления Гитлера вся страна так изменилась, что все выполняли приказы без «внутреннего слома». Есть фотографии из советского лагеря военнопленных, которым показывают то, что творят нацисты в тылу — многие шокированы. В Германии на протяжении всей войны действовали антигитлеровские отряды из местных жителей. Поэтому судить в стиле «увы, это неправда» довольно странно.

Опять же, то, чего «не было» в фильме — немецкий солдат расстреливает в упор мирную жительницу

Ответ банален: на самом деле это очередная завуалированная попытка переписать историю. Только не всю сразу, а постепенно, по чуть-чуть. Сегодня это 5 положительных немцев и 2 отрицательных советских солдата и несколько «нехороших» польских партизан. И в следующий раз речь пойдет уже о десятках, далее сотнях и т. д. И через несколько лет, с такими фильмами, нам уже будут показывать как «герои-немцы» с кровью пробивались к Москве пытаясь освободить её от Советских оккупантов. Для тех кто за 68 лет так и не понял, я повторю: никогда у вас этого не получится, ни какое ваше вранье не сделает скотов людьми, и никогда Мир не забудет героического подвига Советского народа и позора немецких оккупантов.

Очередное разоблачение в переписывании истории. Но судя по рецензии автор и сам знает о том, что не все так гладко2 было у победителей, как ему хотелось бы. И это называется переписыванием истории, ведь настоящая история это борьба идеальных сил добра против кровожадных и преступных сил зла.

Один из российских телеканалов даже показал следующий ролик. Что мы слышим? Опять же, «переписывание истории», «внутренне сопротивляются». Защищают евреев? В фильме показано лишь сцена предательства еврейки и то, как один друг спас другого. Где-то был усмотрен подтекст, что немецкие солдаты защищали Европу от «советских варваров». Где — непонятно вовсе. В Польше, как и в России, тоже негодовали. По тем же причинам. «О зверствах фашистов в самой России не сказано ни слова» — только расстрелы, использование для прохождения через минные поля, сжигание домов и т.д. В общем, «ни слова». Действительно, «переписывание истории», ничего не скажешь. Далее показывается вырванный из контекста фрагмент, где утверждается, что русские сразу сдаются. Но на протяжении фильма мы видим прямопротивоположное — немцы убегают из частей и сдаются, советские войска постоянно сражаются, яростно нападая. Эту сцену можно оценить лишь как начальный позитивный настрой и хвастовство. Далее утверждается, что в фильме говорится, что Вермахт не расстреливает военнопленных. На основании чего был сделан такой вывод, опять же, неясно — ведь фильм показывает совершенно противоположное. Далее различные люди рассказывают о различных фактах. При этом признается, что насиловали не только немцы. А самый главный посыл критиков — «некорректно переписывать историю» (ведь историю пишут победители, очищая себя от всего не слишком приятного?) и «немцы хотят поделиться комплексом вины».

У меня был друг немец, который страшно смущался — краснел, бледнел и терял дар речи, стоило мне упомянуть Великую Отечественную войну или моего дедушку Алексея Блохина, который прошел эту самую войну — выжил, но здоровьем поплатился. Друг немец каждый раз переживал так, словно сам был в этом виноват, хотя родился лет через 30 после нашей Победы. А мне порой даже нравилось вгонять его в это виноватое состояние — немец же…

Вот что пишет одна из посмотревших фильм. Этого хотят люди, не желающие принимать на себя часть «вины»? Конечно же, проще считать, что нацизм появился сам по себе, не вдаваясь в подробности их появления. И куда приятнее переложить вину за миллионы жертв на кого-то, чем признать, что виноваты все страны. Немцы совершенно правы в своем стремлении «поделиться комплексом вины». Потому что ощущение собственной непричастности напрочь уничтожает понимание причин этой войны.

Кто виноват в войне и кто в ней победил?

Об этом мы писали в статье «9 мая – день поражения пролетариата». В оценке Второй Мировой нужно отказаться от претензий на чью-то идеальность и понять, что в ней нет победивших. Гораздо важнее понять чем было обусловлено появление этих тоталитарных режимов и как с ними бороться. Очевидно, что демократы, либералы не могут бороться с этой угрозой, так как передают власть по первому требованию. А наиболее последовательными борцами с нацистами, фашистами выступали самые левые силы — анархисты и левые коммунисты, в то время как часть социалистов и просоветских коммунистов призывали не сопротивляться насилию государства или же вовсе иногда сотрудничали с ними.

Кто одержал победу в войне? Народ? Но абстрактный «народ» вел войну только в «патриотических» мифах. В действительности Вторая мировая война была войной не народов, а государств – иными словами, организаций насильников и эксплуататоров. Встает вопрос: было ли сталинское государство лучше, чем гитлеровское?

Примечания:

1 Даниил Романовский. Партизаны-евреи в Польше, 1942—1945 // «Лехаим», АВ 5770 — 8(220), август 2010

2 как один из примеров, ссылка

Поделись с друзьями!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите лису: