Язык

Автономы

Сегодня речь пойдет вновь о новых левых, продолжателях операизма — автономов. Громкое название, которое многие слышали, многие используют, но немногие четко представляют историю движения и их цели. В статье вы узнаете и о происхождении движения/термина, об эволюции идей, об истории, а также о расколе движения и его причинах. Движение всегда было очень пестрым, поэтому в нем встречалась и поддержка ленинистких группировок, и тоталитарных государств, при задекларированной «либертарности». Поэтому и оценивать его стоит как разношерстные группы, а не некую единую идею.

Автономы

Автономами (от др.греч.: αὐτός — («сам») и νόμος — («закон»)) или автономными группами в наше время называются участники определенных независимых леворадикально-либертарных движений.

Автономные группы организованы в, так называемые, affinity groups. Связи между ними не очень крепкие. Автономы стремятся создавать независимо от существующего государственного строя свое собственное свободное пространство. В большинстве своем, они следуют антиавторитарным, социал-революционным и близким к анархизму идеалам.

Органами государственной безопасности Германии, Австрии и Швейцарии движение автономов было классифицировано как левоэкстремистское.

Происхождение названия

В Италии во время сопротивлений рабочих в 1968/1969 гг. одно социальное движение играло очень большую роль. Оно называлось „Autonomia Operaia“ — «Автономия рабочих». Для его демонстраций были характерны вооруженные столкновения с полицией. Кроме того, участники движения проводили акции саботажа на фабриках. В его рядах были не только рабочие и студенты, но и бездомные и безработные. Оно отграничилось от Коммунистической партии Италии и профсоюзов и разработало свою собственную теорию, операизм, одним из центральных элементов которой была автономия.

«Автономия борца-рабочего, освободившегося от контроля профсоюзов, конечно же, отличается от автономии постоянно вооруженного пролетария, который является диктатором над обществом».

– ADRIANO SOFRI & LUCIANO DELLA MEA: О стратегии и организации „Lotta continua“. Интернациональная марксистская дискуссия 18, Merve, Берлин 1971

операисты, автономы

Операисты

В конце 70-х операизм потерял свое значение, но восприятие автономии как самостоятельной политической борьбы, независимой от профсоюзов и партий, спонтанного движения и отказа от организации и руководства принадлежит с тех пор к самоопределению автономов и за пределами Италии.

Однако в немецкоговорящих странах концепция и практическая сторона операизма, рассчитанного на движение рабочих, играют крайне малую роль.

История автономов в ФРГ

Автономы берут свое начало в традициях определенных частей непарламентской оппозиции во времена студенческого движения конца 60-х. «Новые левые», так называемое движение „Spontis“ и акции „Spa guerilla“, проводимые, к примеру, членами Коммуны 1 в Западном Берлине, имели наибольшее влияние на принципы и способы проведения акций немецких автономов.

В 70-х годах считалось, что автономы поддерживают левые террористические группировки, такие как Фракция Красной Армии (RAF), Движение второго июня и в особенности Революционные ячейки. На самом деле, в сети Революционных ячеек была фракция (большей частью в Западном Берлине), причислявшая себя к социал-революционным, а своих членов к автономам.

Первые акции, в которых принимали участие группировки, называвшие себя автономами, состоялись в больших городах на севере ФРГ и в Западном Берлине в начале 80-х. В Берлине состоялся первый съезд автономов летом 1980 года. 6 мая 1980 г. является важной днем в истории движения и поэтому считается некоторыми датой его основания: в Бремене на стадионе Везерштадион состоялась церемония военной присяги, вызвавшая массу протестов. Тысячи противников милитаризма – многие из них были организованы в вооруженные группы — вступили в противоборство с огромным количеством присутствовавшей полиции.

В период 70-х – 90-х годов, а также и в наше время автономные группировки часто принимали и принимают участие в демонстрациях новых социальных движений, к примеру, Пацифистского движения или Движения против атомной энергии. Активное участие они принимали также в акции против атомной станции «Брокдорф» в 1981 г., сооружения для переработки отработавшего ядерного топлива в Вакерсдорфе до 1986 г. и строительства Западной взлетной полосы во Франкфурте-на-Майне в 80-х. В наше время многие автономы принимали участие в акциях для предотвращения транспортировки ядерного мусора из французского Ла-Аг в немецкое хранилище Горлебен.

В зависимости от целей и содержания акций автономы могут приветствоваться или не приветствоваться организаторами. Однако часто автономы сами ими и являются. Причиной спорных отношений автономов с другими участниками Новых социальных движений является агрессивное настроение некоторых автономов, то есть их готовность прибегнуть к насилию, к примеру, метанию камней, дракам с противниками и полицией.

Чтобы не быть узнанными, члены автономных групп появляются на демонстрациях только в группах и всегда замотанные в традициях так называемого черного блока. Этот термин ввела в употребление прокуратура Франкфурта-на-Майне в 1981 году. Она хотела судить автономов за причастность к террористической группировке под названием «Черный блок». Униформная одежда и передвижение рядами в виде блока были приняты в качестве меры защиты от органов правопорядка. До этого на демонстрациях были запрещены шлемы, щитки, защитные очки и респираторы как средства защиты от полиции, классифицированные законодательными органами как пассивное вооружение. Но не только установление личности участников, но также и их арест усложняются благодаря появлению в черном блоке. Реакцией на это было запрещение маскировки в рамках изменения закона о собраниях в 1985 году.

В наше время автономы в основном участвуют в акциях сквоттеров (например, захвате улицы Хафенштрассе в Гамбурге — на фото ниже), антифашистов (антифашистских групп, проводящих акции против правоэкстремистских группировок), а также антирасистского движения, к примеру, в акциях солидарности с иммигрантами под девизом «ни один человек не может являться нелегальным».

В конце 2000-х годов стали проводиться регулярные съезды автономов для укрепления неформальных связей между участниками. В 2011 году органы защиты конституции отреагировали на это увеличенным контролем с помощью своих осведомителей.

Разделение/Дебаты об антисемитизме

Со времени своего основания автономы являлись смешением различных фракций радикальных, непринадлежавших к парламенту левых. В зависимости от региона и времени в движении доминировало то или иное направление. В одно время большое влияние имели группировки, склонявшиеся к анархо-синдикализму, в другое время – близкие к Фракции Красной Армии антиимпериалисты. Движение автономов всегда было очень пестрым, однако сторонам удавалось после длительных споров прийти к компромиссу.

Два противоположных лагеря назывались в общем «Антинемцы» и «Антиимпериалисты». Раздел произошел в результате дебатов по вопросам антисемитизма среди левых, позиции в ближневосточном конфликте и оценки войны в Ираке. Обе стороны настолько твердо стоят на своих позициях, что дело дошло даже до стычек между ними.

Палестина, Сектор Газа, Антидойч, новые левые, евреи, Израиль

Анти-немцы (антидойч) выступают за Израиль (то есть за политику геноцида палестинцев)

«Антинемецкий» лагерь солидарен с Израилем и поддерживает ближневосточную политику США. Эта точка зрения имеет свои истоки в критике исламского фундаментализма и деятельности террористов-смертников. Данный лагерь выступает по сути за геноцид палестинцев тоталитарным государством Израиль и США, воюющее с неугодными странами за ресурсы и геополитические интересы, «несущее демократию». Данное буржуазное течение, как бы оно не стремилось быть «анархическим», «либертарным» не может претендовать на подобную оценку. К слову, в Палестине есть далеко не только исламские фундаменталисты, но и разнообразные левые вооруженные группы, так же как и в Израиле есть сторонники демонтажа «своего» государства.

«Антиимпериалисты» считают политику Израиля и США с идеологической точки зрения империалистической и поэтому преступной. Следовательно, они симпатизируют «Освободительной борьбе палестинского народа против господства Израиля». По вопросу национально-освободительных движений мы публиковали материал «Национализм и левое движение«, где рассматривается вопрос насколько борьба против одного государства, но за другое является «освобождением» и к какой форме стоит стремиться, чтобы достичь поставленных целей.

Большинство антиимпериалистов не считают себя автономами. Главный тезис их идеологии: экономически развитые страны эксплуатируют Южную Америку, Африку и Азию в целях наращивания своего капитала. Таким образом, капитализм получил геостратегическое значение: даже самые бедные жители экономически развитых стран получают выгоду от эксплуатации трех континентов, указанных выше, — следовательно, в развитых странах не существует истинного пролетариата, материально заинтересованного в социальной революции. Задача революционеров, таким образом, сводится к поддержке движений за независимость и социалистических режимов в развивающихся странах и препятствию развитию военной промышленности в развитых странах посредством саботажа или интервенциям, участвуя в политических движениях. Поскольку классовая борьба при этом сводится к более или менее вооруженному противостоянию, проявляется некоторая идеологическая близость к Фракции Красной Армии, которая набирала в свои ряды новобранцев из антиимпериалистических кругов, хотя далеко не все антиимпериалисты симпатизировали RAF (далекой от либертарных доктрин). Автономы же, верившие в возможность революционных изменений в развитых странах, называли себя социал-революционерами. Позиция антинемцев частично передалась антинационалистам, которые отрицают национальную принадлежность как придание национального характера на самом деле социальным проблемам общества и в отличие от антинемцев не связывают немецкий антисионизм с позитивной оценкой политики США. Среди автономов имеются представители обоих течений. К примеру, антинемецкие и антинациональные дискуссии оказывают большое влияние на журнал «konkret» и газету «JungleWorld».

Группы автономов, ориентированные на анархизм и анархо-синдикализм, отвергают использование национальных флагов, равно как и выражение солидарности с нациями и/или национальными движениями за независимость, поскольку для них господство и угнетение являются неотъемлемыми составляющими субъекта «нация» (нация понимается как искусственно-созданный государством конструкт из различных этносов, хотя среди этого течения скорее всего также большая часть не идентифицируют себя с каким-либо народом). Среди автономов, пожалуй, больше всего представителей именно этого течения, отделяющегося и от антиимпериалистов, и от антинемцев. В целом, такая позиция (отказ от использования национальных флагов, поддержки каких-либо государств и национально-освободительных движений) является наиболее социально-революционной и последовательной, насколько можно судить об этом по имеющимся сведениям. Насколько правдивы эти сведения касательно количественного преимущества данной фракции, а также более подробные взгляды этой части автономов неизвестно.

Теория и содержание

В автономных кругах больше всего обсуждаются темы самоопределения, самоорганизации и вооружения, а также теоретическая и практическая сторона акций, пропаганды, политизированность общества. При этом сами акции и пропаганда относятся скорее к методике, а политизированность к дидактике, без которой движение автономов и достижение их целей были бы невозможными.

В понимании автономов невозможно быть полностью независимым. Жизнь каждого в какой-то мере зависит от множества обстоятельств, что, конечно, нормально для человека как социального существа. Однако возникает вопрос: как может эта зависимость быть сведена к минимуму, чтобы человек большей частью мог сам принимать решения в жизни. Поэтому вооружение автономных группировок происходит не ради вооружения, а для борьбы, которая проходит с помощью поджогов, реже взрывов (пример такой организации – K.O.M.I.T.E.E.). Насилие ради насилия или насилие как бесцельный ритуал отвергаются. Монополия власти государства при этом оспаривается.

Целями нападений являются также секс-шопы, организаторы секс-туристических поездок, ведомства по делам иностранцев, места, где собираются неонацисты, а также некоторые предприятия, эксплуатирующие своих работников и/или природу.

К теоретическим основам автономов относится так называемая „tripleoppression (расизм, сексизм и классизм – из книги «Три к одному» Клауса Виманна). Эта точка зрения заменяет классические тезисы социалистов и коммунистов, по которым капитализм является главной проблемой (конфликт между общественным производством и частной собственностью на продукты), другие же формы эксплуатации и угнетения, такие как расизм и сексизм, играют крайне малую роль (мы же считаем, что большинство указанных форм дискриминации напрямую зависят от существующего экономического базиса, а борьба с его следствиями зачастую становится «борьбой ради борьбы», вечными поисками врагов внутри движения и различных изощрений в поиске дискриминации где-либо). Здесь же человек является частью сети из трех форм насилия, которые проявляются в той или иной степени в зависимости от ситуации.

Влияние субкультуры

В начале 80-х развивающееся движение – панк – противопоставило свой стиль жизни и свою музыку коммерциализированной рок- и поп-музыке, а также конвенциональной моде и образу жизни. Панк-движение имело большое культурное влияние на молодых автономов. Однако интересы панков и «автоматов» — так панки называют автономов – различаются, что приводит к конфликтам.

Рациональные левые теории связаны с «субверсивно-сумасшедшим» юмором, воплощенным в таких организациях, как «Spontiliste», бывшей даже в студенческих парламентах под именами „Die Rebellen vom Liang Shiang Po“, LOLA (Список без завышенных претензий) и WAHL-Liste (По-настоящему альтернативный список университетов). Кроме того, в движении автономов часто обсуждается вегетарианство. По поводу вооружения движение разделилось сильно. Одни считают «черный блок» истинной формой демонстраций автономов, другие считают это бессмысленным ритуалом и придумывают новые формы акций, такие как Pink and Silver, сочетающие в себе комические и даже музыкальные элементы.

Перевод: Мария В.

Список литературы:

К 1998 году в Германии были доработаны собственные Политико-исторические и теоретические основы и подходы, основанные на работах таких исследователей как Карл Хайнц Рот, Гётц Али и Сюзанна Хайм. Их альтернативный взгляд опубликован в таких работах как: «Основы нового анти-империализма», «Новый автономный итог», а также в работе Детлефа Хартманна «Бытие как саботаж». Именно эти представители интеллектуального крыла автономии видят себя преемниками операизма.

Autonomie-Kongress der Undogmatischen Linken Bewegungen. Standpunkte, Provokationen, Thesen, Unrast-Verlag, Münster 2001, ISBN 3-928300-59-8

Bernd Drücke: Zwischen Schreibtisch und Straßenschlacht? Anarchismus und libertäre Presse in Ost- und Westdeutschland, Klemm & Oelschläger, Ulm 1998, ISBN 3-932577-05-1 (zugl. Universität Münster Dissertation 1997)

Robert Foltin: Soziale Bewegungen in Österreich: Die Autonomen. Edition Grundrisse, Wien 2004, ISBN 3-9501925-0-6 Online verfügbar
 Geronimo: Feuer und Flamme, ID-Archiv, Berlin

Zur Geschichte der Autonomen, 2002, ISBN 3-89408-004-3 (Mit umfangreicher Literaturliste) Komplett als PDF
Kritiken, Reflexionen und Anmerkungen zur Lage der Autonomen, 2002, ISBN 3-89408-015-9 hier Komplett als PDF

Geronimo: Glut & Asche. Reflexionen zur Politik der autonomen Bewegung, Unrast-Verlag, Münster 1997, ISBN 3-928300-63-6
 AG Grauwacke: Autonome in Bewegung . In den ersten 23 Jahren, Assoziation A, Berlin 2003, ISBN 3-935936-13-3

Almut Gross, Thomas Schultze: Die Autonomen. Ursprünge, Entwicklung und Profil der Autonomen, Konkret-Literatur-Verlag, Hamburg 1997, ISBN 3-89458-154-9

Sebastian Haunss: Identität in Bewegung? Prozesse kollektiver Identität bei den Autonomen und in der Schwulenbewegung, Verlag für Sozialwissenschaften, Wiesbaden 2004, ISBN 3-8100-4150-5 (zugl Universität, Bremen Dissertation 2003)

Sebastian Haunss: Antiimperialismus und Autonomie – Linksradikalismus seit der Studentenbewegung, in: R. Roth and D. Rucht (hg.): Die Sozialen Bewegungen in Deutschland seit 1945. Ein Handbuch, Frankfurt/Main: Campus Verlag, 2008, S. 447-473

Bernd Langer: Kunst als Widerstand. Plakate, Ölbilder, Aktionen, Texte der Initiative Kunst und Kampf, Pahl-Rugenstein, Bonn 1997, ISBN 3-89144-240-8

Tomas Lecorte: Wir tanzen bis zum Ende. Die Geschichte eines Autonomen., Vlg. Am Galgenberg, H 1992, ISBN 3-870581-13-1, Online-Ausgabe

Jan Schwarzmeier: Die Autonomen zwischen Subkultur und sozialer Bewegung , BoD, Norderstedt 2001, ISBN 3-8311-1098-0
 Ingrid Strobl u.a.: Drei zu Eins, ID-Archiv, Berlin 1993, ISBN 3-89408-029-9 Online-Ausgabe

Поделись с друзьями!

Комментарии:

  1. Копипаст с одноклассников: Я тоже выступаю за Израиль, те кто поддерживают палестинских «революционеров» поддерживают избиение камнями, убийства чести, унижение женщин,растрелы геев, диктатуру религии, НУЖНО БЫТЬ НЕВМИНЯЕМЫМ чтобы это поддерживать,однако наши «левые» всегда действовали по принципу против кого дружим.
    То что они антинемецкие,это полный идиотизм,потому что сейчас Германия и Израиль союзники. А путать фашизм и немцев детская ошибка. Современная Германия к фашизму отношения не имеет,искупила,исправила,сделала все что страна может сделать,и даже больше, так что,теперь ее все века пинать??? глупость.

    • Администратор:

      конечно же ты вменяемый, если поддерживаешь фашистское государство)

      то, что они антинемецкие означает, что они негативно относятся ко всему немецкому, а вот союз этот им вполне по душе, думаю

      путать фошызм и немцев это лишь твоя ошибка. в статье ни слова про это не сказано. Германия и раньше не имела отношения к фашизму.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите лису: